«Идиотизм свойственен только физическим лицам»: почему людей обезличивают в деловых СМИ
Куда пропала индивидуальность в СМИ?
«Всю свою карьеру я непрерывно наблюдаю картинку, как со страниц деловых медиа исчезают и исчезают люди», —признается Дмитрий Бутрин. Новостей наподобие: «Лукойл» покупает «Транснефть» или «заместитель президента чего-нибудь проводит конференцию» становится все больше. По мнению спикера, сейчас вполне достаточно обозначить лишь должность человека, а фамилию его могут даже не вспомнить и не заметить, что запускает процесс обезличивания в деловых СМИ. Причины подобного рода изменений Бутрин видит не только в стремлении спрятаться за коллективными сущностями, уйти от ответственности, но и в нежелании выставлять себя как что-то реально существующее.
«Идиотизм компании не свойственен, идиотизм свойственен только физическим лицам», – говорит Дмитрий Бутрин. Человеку гораздо удобнее, с его точки зрения, предстать в глазах журналиста, как «корпоративный кирпичик», чтобы иметь меньше неприятностей в своей социальной жизни.
«Пока мы от этого никуда деться не можем», – признался Дмитрий Бутрин. По его словам, подобная тенденция считается довольно продолжительным по времени трендом и нельзя с точностью утверждать правильный этот подход или нет.
Однако, не стоит забывать, что некоторые издания не могут существовать без фокусирования на конкретной личности: есть такой формат, как интервью, и, например, издание Forbes и ряд других СМИ ориентированы именно на них. По мнению спикера, данные ресурсы могут в какой-то мере сохранять вектор интереса аудитории к фигуре человека, как что-то большее, чем просто должность.
Наигранность в интервью и нужно ли с ней бороться
Продолжая тему интервью, Дмитрий Бутрин напомнил о существовании некоторых сложностей в этой области. «Сложилась целая традиция изображения из себя правильного участника интервью», – делится он. По мнению Бутрина, в большинстве случаев человек, у которого берут интервью, не соответствует своему истинному лицу: он пытается соблюдать образ, аналогичный его должности или статусу.
«Если мы не объясняем человеку, что понимаем, какую маску кролика, слона или алкоголика он нацепил, то мы просто дезинформируем наших читателей», – говорит Дмитрий Бутрин. Иногда сложно заставить человека быть честным в интервью. «Если вы не можете показать, какое лицо за этой маской, покажите, что это маска», – подчеркивает эксперт. В какой-то степени все люди «изображают из себя полупрозрачного человека» и это едва ли можно поменять. «А искренность — это ценно, это хорошо?», — предлагает подумать Бутрин. И не ждет однозначного ответа на этот вопрос.
Как изменились СМИ
Мы всегда воспринимаем медиа, как авангард общественного развития, но даже чиновники в настоящее время могут говорить более живо и понятно, чем современные русские газеты. По словам Бутрина, на различных мероприятиях с участием чиновников все чаще можно наблюдать интересную тенденцию: выступающие стараются более доступным языком объяснить для слушателей суть своего доклада.
Однако в итоговой статье с того же мероприятия читатель может увидеть текст «на чисто нечеловеческом языке», констатирует Бутрин. Подобная консервативность, по его мнению, связана с тем, что цель журналиста – это четкое и подробное изложение сути выступления. В связи с этим он будет писать текст по более «непонятной» части доклада, а не ориентироваться на краткое и более доступное для слушателей резюме чиновника.
Кроме того, уже упомянутая ранее манера обезличивания в деловых медиа тоже делает текст более сдержанным. В итоге обе тенденции приводят к тому, что деловые СМИ становятся более консервативными и это направление для них оборачивается мейнстримом.
Автор: стажер-исследователь Лаборатории экономической журналистики Дарья Володина.