Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики

Наталья Волчкова: как сегодня выглядит российский экспортер

Доступ к большим данным и развитие технологий для их анализа привели к качественно новому пониманию процессов международной торговли. Экономисты значительно усовершенствовали информацию о фирмах и представления о международной торговле в целом. Современным видением происходящих в торговле процессов поделилась профессор, директор Центра экономических и финансовых исследований и разработок Российской экономической школы Наталья Волчкова на вебинаре «Микроэкономика российского экспорта», организованном магистерской программой «Экономический анализ» факультета экономических наук.

Наталья Волчкова

Наталья Волчкова
РЭШ / Timepad

Автор: Андрей Уфимцев, стажер-исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ специально для HSE.Daily

В классической теории международной торговли, наследовавшей идеям Адама Смита и Давида Рикардо, считалось, что страны экспортируют товары той отрасли, в которой они специализируются. Сегодня мы понимаем, что это не всегда так. В крупной стране фирмы-экспортеры есть почти во всех отраслях. Конечно, в целом таких компаний не очень много и в развитых странах это всего 20% от общего числа фирм, а количество экспортеров сильно отличается в зависимости от отрасли, отмечает Наталья Волчкова.

В реальности большинство фирм-экспортеров являются небольшими, а география их экспорта узкая. Более того, такие фирмы, как правило, не завязаны исключительно на экспорт: в среднем они около 90% продукции продают на внутреннем рынке. Однако этого достаточно для того, чтобы были заметны существенные отличия между экспортерами и другими компаниями: анализ предприятий в американской экономике показал, что фирмы, продающие продукцию за рубежом, в среднем гораздо крупнее, у них выше производительность, больше капитала на одного работника и более высокие зарплаты.

У этого явления множество причин, среди которых можно выделить две. Первое — это эффект масштаба: выход на новые рынки увеличивает количество потребителей, следовательно, увеличивается количество выпускаемой продукции, снижаются издержки на единицу продукции. Второй момент — высокие издержки доступа на зарубежный рынок. Чтобы выйти на рынок другой страны, необходимо выполнять регуляторные требования, налаживать логистику, заключать новые контракты, адаптировать продукт под зарубежные рынки. Соответственно, для того чтобы стать экспортером и сохранить конкурентоспособность, необходимо иметь значительно более низкие издержки изначально.

Наталья Волчкова отмечает, что в России издержки экспорта достаточно высокие. В 2018 году лишь 7% российских фирм были экспортерами. Для сравнения: в США в 2002 году таковых было 18%, в Японии в 2000 году — 20%, а в Чили в 1999-м — 21%. Экспортеров мало как в целом в экономике, так и в обрабатывающей промышленности в частности.

Кроме того, в России экспорт достаточно сильно сконцентрирован: есть много малых экспортеров, но их доля в общем объеме экспорта очень невелика. Треть экспортеров вообще поставляют один товар на один зарубежный рынок, и, как правило, это рынок соседней страны. При этом 90% объемов экспорта обеспечивают 10% крупнейших экспортеров с широким ассортиментом экспорта.

В целом, как отмечает Наталья Волчкова, закономерности неравномерности распределения экспортеров в России аналогичны тем, что наблюдаются в других странах. Однако есть значительные отличия в параметрах. Во-первых, доля экспортеров в обрабатывающей промышленности значительно меньше, чем в других странах (5–10% фирм в России против в среднем 20% в других государствах). Во-вторых, эффективность экспортеров относительно прочих фирм в России еще выше. В-третьих, ассортимент экспортных товаров у крупных экспортеров значительно меньше, чем у других стран. Кроме того, в России относительно высокие средние издержки экспорта, что приводит к низкой производительности секторов, в частности из-за недостаточности перераспределения факторов в пользу наиболее эффективных фирм. Следовательно, политика, направленная на рост несырьевого экспорта и экспортную диверсификацию, должна быть нацелена на снижение этих издержек.

Согласно опросу экспортеров в обрабатывающей промышленности, основными препятствиями для развития стали недостаточная подготовка сотрудников (7% прирост экспорта), финансирование экспортных поставок (6% прирост экспорта), сертификация экспортной продукции (6% прирост экспорта) и логистика (5% прирост экспорта).