Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики

Вселенная бесконечного контента: какой будет среда будущего и как на нее влияют образование и дизайн

В пространстве CREATIVE HUB на базе Школы дизайна НИУ ВШЭ состоялась конференция «Среда будущего». Дизайнеры, архитекторы, ученые, футуристы обсудили эволюцию урбанистики, влияние на городские территории образовательной среды и драйверы ее развития. Какие смыслы создают дизайнеры пространств сегодня и как на них влияет развитие нейросетей и цифрового туризма, специально для HSE Daily разбиралась Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики ВШЭ.

Вселенная бесконечного контента: какой будет среда будущего и как на нее влияют образование и дизайн

iStock

Автор: стажеры-исследователи Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ Александра Гуркина и Анастасия Тараканова специально для HSE.Daily

«Все, что нас окружает, кем-то проектируется»

«Когда мы говорим “архитектура” — это буквальное проектирование, но при этом и все то, что нас окружает, кем-то проектируется», — отметила замруководителя Школы дизайна НИУ ВШЭ Наталья Логутова, открывая конференцию.

Наталья Логутова

Она кратко рассказала про проектное образование, которым сегодня занимается Школа дизайна: такой подход, по ее словам, является образованием будущего и связывает рынок и студентов — его будущих участников — с самого начала обучения. «Наши абитуриенты и наши студенты — это будущее индустрии, поэтому мы всегда стараемся приглашать ведущих практиков, которые, с одной стороны, преподают у нас, с другой — помогают нам формировать такую программу, которая обеспечивает беспрепятственное трудоустройство», — пояснила Логутова. В структуре Школы дизайна есть профильная лаборатория, которая занимается поиском заказчиков для креативных проектов разных сфер и направлений. 

Практика работы с рынком показала, что сейчас актуален запрос прежде всего на мультидисциплинарность. В качестве примера Наталья Логутова привела нейромаркетинг, где сочетаются социально-гуманитарные виды исследований потребителей с медийным продвижением продукта с помощью наукоемких технологий.

По ее словам, самым важным компонентом любого удачного проекта является коммуникация, а также четкое понимание специфики изменяемой среды и ее будущего. Поэтому важно максимально широко видеть картину не только своего объекта, но и окружающей его среды, подходить к реализации проектов как стратегически, так и концептуально.

«Хорошая образовательная среда опыляет собой все вокруг»

Влияют ли на улучшение городской инфраструктуры проектные реформы образовательной среды? Этот вопрос задала экспертам главный редактор медиа «Проект Россия», архитектурный обозреватель и критик Юлия Шишалова, открывая круглый стол «Создание образовательной среды как драйвер развития территорий». Насколько значима роль образовательных учреждений в становлении окружающей среды в городах и за пределами агломераций?

По мнению педагога-исследователя городской среды Любови Гурарий, данная проблема является очень личной для граждан: «Ради хорошей школы переезжают в другой район и даже город».

Александр Милкус

Заместитель председателя Общественного совета при Департаменте образования и науки Москвы, заведующий Проектно-учебной лабораторией медиакоммуникаций в образовании факультета креативных индустрий Александр Милкус в качестве примера привел кейс Совхоза имени Ленина: на этой территории благодаря частным инвестициям было создано хорошее образовательное учреждение, ставшее затем государственным. Эта школа, продолжил Александр Милкус, оказала влияние на стоимость недвижимости —  «жилье за МКАД стало дороже, чем в пределах МКАД», как это нередко похожим образом происходит в США.

«Хорошая школа сама по себе не становится гарантом развития», — возразила издательница медиа об образовании и воспитании «Мел» Надежда Папудогло. Успешная эволюция среды — это прежде всего совокупность факторов, начиная от кредита доверия преподавателям и заканчивая школьной инфраструктурой, то есть буквально отделкой здания или состоянием системы водоснабжения, подчеркнула она.

Проблема взаимодействия среды и школы еще и в том, что часто между ними существует не только ментальная, но и физическая преграда в виде забора, согласился Александр Милкус. При этом сами граждане хотели бы иметь более открытое пространство образовательных учреждений, отмечает Елена Иванова, заведующая лабораторией образовательных инфраструктур МГПУ. По ее словам, этот запрос общества на снижение количества заборов подтверждают результаты опросов горожан.

В конечном итоге «хорошая образовательная среда опыляет собой все вокруг», уверен Александр Милкус. Правда, как отмечает Василий Емельянов, куратор международной выставки Buildschool и федеральный эксперт в области современной образовательной инфраструктуры, это лишь временное явление: часто, отучившись в хороших локальных школах, молодые ребята из регионов все равно стремятся в крупные урбанистические центры и мегаполисы. Выход из данной ситуации, по его мнению, — интеграция образовательной среды в городской ландшафт, как это было сделано, например, в Салехарде: новый комплекс колледжа в городе был инфраструктурно соединен с набережной и объектами малого бизнеса.

«Мы должны предложить не просто среду, а траекторию» для молодежи, отметила Наталья Папудогло. 

Эксперты сошлись на том, что образовательная среда непосредственно влияет на развитие городских районов, однако для развития этого направления необходима поддержка со стороны общественных организаций и вовлечение экспертов из различных областей. Учителя и родители не заинтересованы в самостоятельном проектировании и готовы делегировать девелопинг профессионалам.

«Будущее — это то, что ждет нас всех абсолютно уже завтра»

Центральным событием конференции стала панельная дискуссия «Среда будущего. Сценарии экспансии». Писатель-футурист, основатель проекта «Футурум. Пространство будущего» Сергей Жигарев предложил порассуждать о сценариях будущего. Разметку виртуального мира, отметил он, начали делать писатели-фантасты: не так давно, еще в 1980–1990-х годах, появились такие понятия, как «киберпространство» и «метавселенная», тогда это казалось чем-то из ряда фантастики, а сегодня это уже наша обычная жизнь.

«Будущее — это то, что мы вольно или невольно создаем, и будущее — это то, что ждет нас всех абсолютно уже завтра», — подчеркнул Сергей Жигарев.

Мы живем в достаточно консервативном мире, и это очень тормозит развитие, отмечает руководитель направления «Дизайн среды» Школы дизайна НИУ ВШЭ, основатель градостроительного совета Инновационного центра «Сколково» Борис Бернаскони. По его словам, задача образования сейчас — придумать альтернативный подход к образованию.

Борис Бернаскони

Поиск новых путей и направлений — то, что востребовано в мире, и в мире дизайна в частности. Даже продвинутые страны с точки зрения дизайна предлагают свою традицию, которая на сегодняшний день уже не работает. На Венецианском биеннале показывались примеры, как сегодня мыслят дизайнеры именно развивающихся стран, а не развитых, отметил он.

Дизайнер среды создает не предмет, он создает смысл, концепцию, продолжил Борис Бернаскони, и если ты нацелен на создание концепции, а не на оказание сервиса или создание предмета, то весь процесс производства этой концепции выстраивается по-другому. «Цель любого современного образования — понять, как выстроить процесс с точки зрения процесса изменения будущего», — сказал он.

Куратор профиля магистратуры «Дизайн среды. Продвинутый уровень»  Владимир Кузьмин и вовсе предложил завязать с рациональным мышлением: «Может, не только к концепции, может, нужно прислушаться к чему-то интуитивному и реагирующему не через мыслительный аппарат. Это то, что может помочь отличать новую образовательную среду от той, в которой мы живем, наследуя традиции 5–10-тысячелетней давности».

Юлия Шишалова высказала мнение, что практически все сценарии будущего отражены в известном сериале «Черное зеркало» от Netflix: физический мир превращается в метавселенную бесконечного контента.

Разговор о метавселенных продолжил куратор профиля «Концепт-арт и метавселенные» в Школе дизайна НИУ ВШЭ Илья Лепешкин. Метавселенные становятся открытыми и дают возможность художникам и дизайнерам сделать свой мир более доступным и наглядным. Все происходит настолько быстро, что теперь можно за выходные создать вселенную со своей концепцией и пригласить, условно, туда своих друзей на виртуальную чашечку чего-нибудь, констатировал эксперт.

И в этом контексте вполне реальны перспективы развития цифрового туризма,  ведь мы ездим по разным местам и странам, а что, если путешествовать по метавселенным? Общество любит наблюдать за чем-то интересным и необычным, знакомиться с новым и нереальным, и даже сценарий новых социальных взаимодействий здесь может быть очень любопытным, добавил Илья Лепешкин.

Метавселенные, цифровые, иммерсивные миры, которые сейчас открываются, также становятся интересны для компаний и развития брендов. Лаборатория дизайна также планирует развивать свою метавселенную, добавил эксперт.

«Выйти из дома босиком и завтракать на траве»

Разработчик продуктов в области предметного и промышленного дизайна Михаил Чистяков вернул дискуссию с футуристических высот на землю, напомнив, что именно в материальной плоскости идет основное развитие дизайна. «Мы не можем себе позволить делать то, что не приносит денег, — продолжил он. — У нас есть много материала, такого как дерево, пластик и прочее, что мы можем продать за большие деньги. Мы постоянно ищем что-то новое, но можем улучшить то, что есть у нас, просто нужно посмотреть на это под новым углом». 

Существует огромная пропасть между метавселенными, картинками, которые делает компьютер, и тем, что есть в реальном мире. Коннектить картинки, которые выдает компьютер, с реальным миром — как раз задача дизайнеров-инженеров. Поэтому мы можем быть спокойны за профессию дизайнера на ближайшие 10–15 лет, уверен Михаил Чистяков.

Ведущий архитектор архитектурного бюро Parametrica Адэль Камалова рассказала о взаимодействии архитекторов с IT-специалистами, благодаря которому появилась программа Urbanbot, помогающая архитекторам проектировать блоки строительства, значительно сокращая этот процесс по времени. Однако эффективно бот может работать только в связке с человеком.

Пьер-Кристиан Броше

Куратор направления «Современное искусство» в Школе дизайна НИУ ВШЭ, руководитель юнита HSE MUSEUMS LAB в Лаборатории дизайна Пьер-Кристиан Броше предостерег от слишком стремительного внедрения искусственного человека. Чем тогда будут заниматься люди? «Давайте жить лучше в мире, где мы можем выйти из дома босиком и завтракать на траве, и пусть у нас будет возможность лично общаться со своими соседями», — сказал он.