Упрощать интерфейсы, показывать путь: как вузы привлекают талантливую молодежь
Привлечение талантливой молодежи из-за рубежа — важная задача любого университета мирового уровня. И с развитием информационных технологий конкуренция между вузами за наиболее способных и перспективных студентов только усилилась. О том, как сохранять лидерские позиции и побеждать в борьбе за умы, говорили представители российских и зарубежных университетов на сессии «Пути выявления и развития талантов» в рамках Международной партнерской недели.
«Ведется ювелирная работа»
В своих методах работы с талантливой молодежью Вышка основной упор делает на олимпиады школьников. «Каждый школьник хотя бы раз поучаствовал в олимпиаде», — отметил заместитель проректора, начальник Управления развития интеллектуальных состязаний НИУ ВШЭ Данил Фёдоровых. По его словам, почти половина студентов — более 40% — поступают в Вышку через участие в олимпиадах.
Самое крупное интеллектуальное состязание старшеклассников в России — это Всероссийская олимпиада школьников, которая проводится по 24 направлениям. Значительная часть победителей и призеров ВСОШ принимают решение о поступлении именно в Вышку, и вуз активно их принимает без вступительных испытаний. Университет также проводит и свои олимпиады, самая крупная из которых — олимпиада школьников «Высшая проба». «Она стала в хорошем смысле вступительным экзаменом в Высшую школу экономики», — говорит Данил Фёдоровых.
При этом НИУ ВШЭ развивает и альтернативные виды интеллектуальных состязаний. «Мы стремимся охватить не только стандартные школьные предметы, но и ряд других наук и дисциплин», — продолжил он. По словам Данила Фёдоровых, в последние годы НИУ ВШЭ встал на путь экспериментов в олимпиадном поле: «Хотелось бы искать таланты, которые в таких стандартных олимпиадах не участвуют, но активно интересуются чем-то профильным». Среди новых видов интеллектуальных состязаний Данил Фёдоровых назвал Национальную олимпиаду по анализу данных DANO, конкурс игровых судебных процессов «Суд да дело», Всероссийский чемпионат сочинений «Своими словами».
У НИУ ВШЭ также есть проекты, которые университет может проводить на площадках партнерских вузов за границей. Иностранные школьники активно интересуются интеллектуальными состязаниями Вышки, и создание локальной площадки — это большой шаг в развитии инструментов по поиску талантливой молодежи, подчеркнул Данил Фёдоровых.
У Вышки есть и уникальные международные проекты для привлечения талантливой молодежи из-за рубежа. К ним относится Международная олимпиада по экономике (International Economics Olympiad, IEO), которая проходит раз в год в заранее выбранной стране. «Это самая продвинутая олимпиада среди школьных предметных олимпиад», — подчеркивает заведующий Проектной лабораторией развития интеллектуальных состязаний по экономике НИУ ВШЭ Александр Житковский. «Вместо воспроизведения зазубренных материалов мы даем новые форматы состязаний», — добавил он.
Олимпиада IEO — двухуровневая: организаторы приглашают к участию лучших студентов, прошедших национальный конкурс в своей стране. Зачастую национальный этап олимпиады создается с нуля: всего за шесть лет в 39 из 61 страны национальные олимпиады проводились специально к конкурсу IEO. «Мы помогаем развивать экономическое образование в мире», — считает спикер.
О другом важном проекте — Международной олимпиаде Open Doors — рассказала руководитель проекта Международной олимпиады Ассоциации «Глобальные университеты» Анна Рыжова. «Олимпиада стала большим проектом по привлечению талантливых иностранных абитуриентов в магистратуру и аспирантуру ведущих российских университетов», — отметила она. Само состязание состоит из двух этапов: сначала посредством теста происходит отбор наиболее мотивированных участников, затем формируется портфолио, которое оценивается членами жюри, проводятся интеллектуальные испытания с прокторингом по каждому профилю. Наиболее интересной Анна Рыжова считает практику работы с аспирантами: «Можно отметить уникальный опыт олимпиады в подборе научных руководителей. Ведется ювелирная работа».
Руководитель Школы иностранных языков НИУ ВШЭ Екатерина Колесникова рассказала о системе сертификационного тестирования «Лингвотест», недавно разработанной в Вышке. Заместитель директора по работе с молодежью за рубежом Екатерина Белоусова поделилась опытом работы с иностранными студентами и обратила внимание на необходимость использования новых технологий в работе с абитуриентами. В частности, по ее словам, нужно внимательно подходить к разработке и оформлению веб-сайта вуза. «Необходимо создать благоприятное впечатление об университете», — говорит Екатерина Белоусова.
«А что делает университет талантливым?»
Представители зарубежных партнерских университетов также поделились опытом привлечения талантливых абитуриентов.
Доцент Китайской национальной академии образовательных наук Юджань Лю обозначила проблему психологической поддержки талантливых студентов, большие амбиции которых иногда приводят к различным внутренним проблемам. «Для талантливых студентов важно иметь возможность интегрироваться в общество, но одновременно с этим решать проблемы стресса, связанного со стремлением к высоким достижениям», — отмечает она. Юджань Лю рассказала, что китайское правительство недавно выпустило документ по правилам оказания психологической помощи студентам: «Это комплексная многосторонняя поддержка, которая направлена на сохранение психического здоровья». В рамках этой работы китайские университеты разрабатывают профориентационные программы для потенциальных студентов, а также развивают системы наставничества для абитуриентов и первокурсников.
Идею развития систем менторской поддержки абитуриентов и студентов младших курсов поддержала заведующая кафедрой журналистики Гродненского государственного университета имени Янки Купалы (Республика Беларусь) Инна Минчук. Она связала работы в этом направлении с международным трендом на формирование «социально ответственного университета без границ». Для этого в Гродненском государственном университете, в частности, используются самые разные инструменты, в числе которых необычная система менторства: к каждому иностранному студенту приписываются сразу два куратора, один из которых — его земляк, а второй — белорус. «Мы стараемся сделать так, чтобы иностранные студенты погружались в белорусскую среду», — говорит Инна Минчук.
Рассуждая о способах привлечения талантов в вуз, директор по академическому планированию и обеспечению качества Университета Ганы Даниэль Квабена Тверефу задал вопрос: «А что делает университет талантливым?» По его мнению, для привлечения талантливых студентов сам университет должен быть привлекательным. «У них же есть варианты — они могут выбирать, посмотреть на рейтинги», — отметил он.
У университетов, продолжил Даниэль Квабена Тверефу, обычно есть особые специализации, в которых абитуриенты могут быть заинтересованы, и нужно популяризировать эти направления, развивать коммуникационные инструменты учреждения. «Мир сегодня — глобальная информационно-коммуникационная среда. Важна скорость ответа: если вы быстро реагируете на запросы, студент будет уверен в университете», — говорит он. Основной источник информации об университете — веб-сайт — при этом должен быть максимально простым и доступным. «У студентов мало времени, они привыкли к игровым способам общения, нужно упрощать интерфейсы», — подчеркивает эксперт.
С похожим тезисом выступил и декан факультета переподготовки и повышения квалификации Банковско-финансовой академии Республики Узбекистан Фаррух Рашидов. «Мы должны отвечать всем требованиям абитуриентов», — сказал он. В число наиболее важных характеристик, по мнению спикера, входит, например, имидж образовательного учреждения. «Мы являемся самой престижной образовательной организацией в республике в области финансов и экономики», — отметил Фаррух Рашидов.
Важна для абитуриентов и практикоориентированность образовательных программ: «применяется ли в реальной работе то, чему я учился». В этом контексте необходимо повышать осведомленность будущих студентов об этих программах: «Мы должны показать путь — кем станет абитуриент после обучения по направлению», — считает Фаррух Рашидов.
Банковско-финансовая академия Республики Узбекистан регулярно проводит профильные олимпиады, организует гостевые визиты в школы, тренинги, семинары и мастер-классы. Но самый интересный проект вуза — еженедельный образовательный подкаст на YouTube.
Директор международного департамента Федерального университета Рио-де-Жанейро (Бразилия) Папа Матар Ндиайе рассказал об использовании возможностей искусственного интеллекта в образовательном процессе и о национальных инструментах поиска талантливых студентов.
Директор департамента образования Международного университета Кыргызстана Асель Ибраева поделилась опытом реализации программ по развитию soft skills. В образовательную программу студентов университета сейчас включены 8 разноплановых модулей по развитию мягких навыков: обучение правильному питанию и сексуальной грамотности, курсы медитации и развития эмоционального интеллекта, семинары по искусству коммуникации, финансовой и правовой грамотности. Каждый модуль, отмечает Асель Ибраева, — это тренинги, мастер-классы, коучинги и приглашенные гости. Формат итогового оценивания — личная презентация. При этом сами модули гибкие: студенты могут влиять на формирование образовательной программы. «Мы выстроили матрицу переплетения навыков soft skills. Каждый модуль дает свою компетенцию, выстраивается портфолио студента», — поясняет она, добавляя, что этот образовательный трек позволяет студентам развиваться творчески и приобретать более гибкие компетенции, способствующие дальнейшему карьерному росту.
Стажер-исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики
Все новости автора