Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики

Не просто веселые картинки: можно ли с помощью комиксов обучать школьников точным наукам

Комиксы, вебтуны, манга, манхва, маньхуа — все это виды графических романов. В них можно встретить и приключения супергероев, и романтическую мелодраму, и даже анимированный разбор таблицы Менделеева. Чем нарисованная история отличается от драматургии, для чего нужен образовательный курс по комиксам и как этот жанр работает в учебной литературе — все это эксперты, студенты и творцы жанра обсудили в пространстве CREATIVE HUB на конференции «Комикс и анимация. Вызовы и перспективы в новой реальности», организованной направлениями «Анимация и иллюстрация» и «Комикс» Школы дизайна НИУ ВШЭ и комикс-сообществом.

Альманах «Звездная пыль»

Альманах «Звездная пыль»
Издательство «Кит»

Автор: Александра Зинченко, стажер-исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ специально для HSE.Daily

Комиксы vs драматургия

В конце XIX века французский литературовед и театровед Жорж Польти пришел к выводу, что все драматические произведения основываются на 36 базовых сюжетах. Из этого возникают два логических постулата: «никто из нас не способен придумать 37-й сюжет» и «Вселенная настолько большая, что мы можем создавать все новых и новых персонажей».

В реализации последнего и заключается основная задача как современной драматургии, так и комикса, подчеркивает сценарист и иллюстратор, руководительница проекта «Сом в летнюю ночь» Валерия Чуйкова. В своем выступлении «Комикс как сценарий: как опыт драматургии переносится на визуальные истории» она выделила следующие основные различия этих двух видов искусства.

  • Герой. В драматургии перед зрителем предстает обычный герой, который по заветам великого английского драматурга Уильяма Шекспира стоит перед моральными дилеммами и постоянно решает, быть или не быть. В комиксе главный герой тоже может занимать себя разными психологическими вопросами, но тут главный персонаж является именно супергероем. В драматургии есть закон двух путей: поместить обычного героя в необычные обстоятельства или поместить необычного героя в обычные обстоятельства. Этот принцип воплощает в себе Форрест Гамп, который попадает в обычные обстоятельства, будучи необычным. В комиксе же могут быть необычные герои в необычных обстоятельствах, что делает жанр только интереснее.
  • Система персонажей. Комикс — это большая степень условности. Если в драматургии человек изначально взаимодействовал только с людьми и только спустя много столетий сценаристы поняли, что мы в этой Вселенной не одни, то комиксисты (авторы комиксов. — Ред.) будто бы с самого начала осознавали, что герой может взаимодействовать с кем угодно, да и сам может быть каким угодно, хоть с пятью глазами и хвостом или вообще без глаз. Если бы мы, к примеру, придумывали персонажа по принципам драматургии, то главной героиней произведения была бы ординарная девушка Маша 32 лет, дочь дикого помещика или бизнесмена, страдающая от несчастной любви. А в комиксе мы имеем неординарного персонажа Патрика с планеты Умиха, умеющего летать и изрыгать пламя.
  • Слова и диалоги. Интересная ситуация в тексте сценария может перестать быть смешной и захватывающей из-за обилия статики — сухого перечисления фактов (места, времени, уточняющих реплик). Поэтому, по словам Чуйковой, сценарии как жанр не читают. Комиксы устроены иначе: когда человек видит визуализированный диалог с живым выражением эмоций, сюжет сразу кажется гораздо интереснее за счет полноты картины и одновременности действий (например, разговаривающие друг с другом головы Змея Горыныча).
  • Неожиданные повороты. В драматургии эти моменты называются поворотными пунктами. Некоторые повороты в драматургии способны потрясти зрителя (к примеру, сцена с подвалом в корейском фильме «Паразиты» 2019 года режиссера Пон Чжун Хо). В комиксе же есть клиффхэнгер (художественный прием, при котором герой сталкивается с сюжетным поворотом, но именно в этот момент повествование обрывается, оставляя развязку открытой до выхода продолжения. — Ред.). В комиксе каждая страничка, которую переворачивает человек, должна создавать интригу, и каждый раз этих поворотов становится все больше, что как раз и захватывает читателя.
  • Строение кадра. При создании раскадровок авторы кинофильмов и пьес могут использовать только панорамные горизонтальные рамки, в которые они встраивают персонажей и их действия, в то время как в комиксе смысл и события можно передавать нелинейно, используя кадр в кадре, например отражение боя в очках.
  • Умолчания. В драматургии всегда есть какое-то исходное событие. Например, сначала кто-то умер, а через 20 лет откопали его труп, и все движется вокруг этих останков. В комиксе же герой может изначально быть таким, какой он есть, и у истории может не быть исходной точки.  

Комикс vs учебник

Комиксы могут не только развеселить читателя, но и научить чему-то новому. О функциональной составляющей жанра рассказала в своем выступлении «Комикс как образовательный инструмент» Юлия Блюхер, художница и руководительница направления «Комикс», куратор направления «Анимация и иллюстрация» в Школе дизайна НИУ ВШЭ.

Как и любая образовательная литература, комикс может помочь в структурировании информации, разделяя ее на отдельные фреймы. Такой подход напоминает мнемотехнику, т.е. способ заучивания информации с помощью картинок. Благодаря комиксам можно показывать несколько различных сложных вещей одновременно: информацию можно разбить на составные компоненты, которые затем визуально оформить отдельными отсеками на странице, — это работает значительно лучше, чем сплошная полоса текста. К тому же, чтобы найти информацию, люди со зрительной памятью при пролистывании книги будут опираться на визуальные отметки (вроде изображения термометра или выделенного цветом понятия). В качестве примера Юлия Блюхер привела работы своих студентов и сотрудников Школы дизайна НИУ ВШЭ, в частности альманах «Звездная пыль» Елизаветы Копай-Горы.

Альманах «Звездная пыль»
Альманах «Звездная пыль»
Елизавета Копай-Гора, куратор ШД НИУ ВШЭ. Издательство «Кит»

Комиксы (особенно веб-комиксы — те, что публикуются на интернет-платформах и в мобильных приложениях) могут также основываться на материалах научной статьи, параграфа из учебника и т.п. Таким образом, сухая информация с помощью визуальных элементов превращается в нечто, что мы можем запомнить благодаря позитивным эмоциям, веселью от иллюстраций и очарованию персонажей. Внутри таких комиксов часто размещаются QR-коды для перехода на страницы с дополнительными материалами и видеоуроками.

С помощью комиксов можно даже обучать школьников точным наукам. Прекрасный пример — учебник химии в комиксах американского художника Ларри Гоника 2015 года. Благодаря визуализации информации и сквозным персонажам запоминание текста проходит легко и интересно. «Восхитительный учебник по химии! У меня по химии двойка была, я сразу признаюсь, — наверное, потому, что у меня не было такого учебника», — поделилась с аудиторией Юлия Блюхер.

«Химия в комиксах»
«Химия в комиксах»
Ларри Гоник. Издательская группа «Азбука-Аттикус»: «КоЛибри», 2015 г.

Комикс vs Высшая школа экономики

Комиксы являются не только инструментом образовательного процесса, но и предметом многих исследований. Так, одним из самых популярных курсов по выбору на программе «Медиакоммуникации» из года в год остается «Анализ комиксов в контексте трансмедийного сторителлинга». О курсе рассказала его создательница Александра Латышева-Галеева, продюсер дирекции новых медиа ПКВС, продюсер образовательных проектов и старший преподаватель ВШЭ. Ее выступление так и называлось: «Как говорить о комиксах в университете? Опыт преподавания в НИУ ВШЭ».

Портрет лучшего студента для своего курса Александра Латышева-Галеева описала так: это человек, который, вероятно, однажды держал в руках комиксы, но сейчас их, скорее всего, не читает, однако видит, что его друзья читают комиксы, выходят фильмы по комиксам, что это растущая индустрия, при этом он совершенно не понимает, как в нее войти. Курс подходит и тем, кто любит изучать современную поп-культуру, сами комиксы, и тем, кто хочет стать автором комиксов. В рамках курса студенты изучают знаковые работы всех «веков» американских комиксов и работы ведущих представителей мировых школ: после прохождения курса каждый выпускник программы может определить страну происхождения комикса, период создания и уверенно объяснить друзьям, на основании чего он сделал такие выводы.

Наблюдая за 10 потоками курса, Александра Латышева-Галеева заметила, что по итогам обучения у многих появляется желание регулярно погружаться в культуру комиксов и создавать свои собственные истории. Кто-то находит работу по этому направлению, а кто-то с помощью комиксов даже «покоряет объект страсти».

В рамках конференции «Комикс и анимация. Вызовы и перспективы в новой реальности» на площадке НИУ ВШЭ также выступали другие преподаватели Школы дизайна и представители комикс-сообщества. Преподаватель теории и истории комикса и манги Алексей Иорш поделился опытом художника комиксов из 1990-х годов, библиотекарь и руководитель комикс-центра SMART-библиотеки им. Анны Ахматовой Андрей Дроздов рассказал, как создать библиотеку комиксов и работать с ней, владелец магазина комиксов BWComics, продюсер программы комиксов книжного фестиваля «ЛитераТула» Владимир Апёнов объяснил, как из явления субкультуры комиксы превращаются в культуру, а руководитель выставочных проектов ЦТИ «Фабрика» Марина Сазоненко предложила обсудить, как детская советская литература становится основой детских творческих программ. В финале мероприятия прошла дискуссия «Независимые издательства комиксов в России: вызовы и перспективы».