«Искренне желаю вам прогореть»: Татьяна Бакальчук — о том, как стать успешным предпринимателем
Авторы: Влада Баянкина, Милена Серкебаева, Алексей Скворцов, стажеры-исследователи Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ специально для HSE.Daily
Татьяна Бакальчук — основательница и CEO крупнейшего российского маркетплейса Wildberries. По образованию учительница английского языка, она за 19 лет прошла путь от идеи создания онлайн-магазина до лидера рынка e-commerce. Основав вместе с мужем, предпринимателем Владиславом Бакальчуком, Wildberries в 2004 году, Татьяна Бакальчук первое время зарабатывала на перепродаже обуви и одежды из французских и немецких каталогов, сама оформляла заказы и организовывала доставку. Впоследствии Wildberries сменил бизнес-модель, трансформировавшись из магазина в маркетплейс. В первом полугодии 2023-го общее число заказов на Wildberries превысило 1,3 млрд.
Эра платформенной экономики
Wildberries сегодня — это большая компания, где совершается более 9 млн покупок в сутки. В работе платформы задействована значительная доля предприятий малого и среднего бизнеса и логистических центров, которым компания упрощает процессы ведения бизнеса, подчеркнула Татьяна Бакальчук.
Ее компания является ярким примером платформенной экономики, которая соединяет большое число участников в одном месте. В основе работы платформ лежат передовые технологии, которые позволяют делать процессы намного быстрее.
Платформенная экономика — экономическая деятельность, основанная на платформах, под которыми понимаются онлайн-системы, предоставляющие комплексные типовые решения для взаимодействия между пользователями, включая коммерческие транзакции.
«Говорят, что пришли маркетплейсы и разрушают экономику, вытесняют магазины, от них один вред. Но на деле ни в одной стране мира доля e-commerce не превышает 30% от всего ритейла, а компании в сфере электронной торговли являются двигателями экономики», — отмечает Татьяна Бакальчук. По ее мнению, платформенная экономика построена на принципах баланса, прозрачности, а также оптимизации всех процессов. «Платформы помогают снижать стоимость всех услуг и продукции. Наша компания тому пример: мы делаем товары доступными», — добавила спикер.
Другими достоинствами платформенной экономики являются обеление рынка услуг, цифровизация, упрощение процедур трудоустройства граждан и повышение производительности всего рынка.
«На нашей площадке зарегистрировано более 1 млн предпринимателей. Платформенная экономика делает людей свободнее. Она дает человеку право распоряжаться своим временем, не расходуя его на лишнее. Для людей, которые не хотят быть предпринимателями, платформенная экономика дает шанс стартовать без масштабных усилий, многое сервис берет на себя. И экономия времени — это главное достижение», — отметила основательница Wildberries.
Как стать успешным предпринимателем
Татьяна Бакальчук уверена в том, что предпринимателя среди других людей выделяет желание созидать — «неуемная сила, которая не дает тебе сидеть». Именно предприниматели готовы рисковать и умеют оценивать риски, чтобы воплотить желаемое в жизнь. «Предприниматели — это всегда несчастные люди, потому что им всегда мало и хочется большего. Но да, это и есть предприниматель», — подчеркивает она.
«Предприниматель — это человек, который должен быть готов потерять свой бизнес. Искренне желаю вам хоть раз прогореть, чтобы ощутить ошибки на практике. Пока у тебя нет опыта прогорания бизнеса, ты всегда сомневаешься в том, что ты предприниматель, а не просто везучий», — отметила спикер. Первый бизнес Татьяны Бакальчук был неудачным: она открыла школу иностранных языков, которая проработала только полгода. Этот опыт дал ей понимание того, как же все-таки построить успешный проект.
Первое время существования Wildberries не сдаться и не опустить руки перед сложностями Татьяне Бакальчук помогало желание доказать, что ты что-то можешь. «Это давало мне мотивацию уложить ребенка спать и сесть за компьютер на полночи, а утром поехать через пол-Москвы к дистрибьютору за коробкой товаров», — признается она.
Лучшими учителями и наставниками для начинающей тогда предпринимательницы стали книги. Среди них Татьяна Бакальчук выделяет: — «Богатый папа, бедный папа» Роберта Кийосаки; — «От хорошего к великому» Джима Коллинза; — «Открывая организации будущего» Фредерика Лалу; — «Стратегия голубого океана» Чан Кима и Рене Моборн.
Говоря о качествах, которые лучше всего способствуют закреплению лидерства в коллективе, Татьяна Бакальчук отметила, что «лучший руководитель — тот, чья воля не чувствуется». В этой ситуации, считает предпринимательница, люди идут в нужном направлении, с нужной скоростью и с нужными задачами, но при этом они не ощущают, что ты ими руководишь: они сами туда идут и выполняют задачи эффективно. «Я сейчас как бы даже чуть-чуть вниз бы спустилась, потому что моя воля сейчас в компании ощущается очень сильно, это неправильно, — считает Татьяна Бакальчук. — Но сейчас сложный период в компании, поэтому, пока мы не вырастим новых сильных лидеров, мне придется побыть таким видимым руководителем».
Как превратить кризис в точки роста
По мере роста компания неоднократно сталкивалась с масштабными кризисами. Первый наступил для Wildberries в 2008 году. Но он только помог компании вырасти. «Когда ты маленький и быстро растешь, кризисы могут сыграть положительную роль в развитии бизнеса. Большие компании не выдерживали нагрузку, и это помогало нам занимать новые ниши на рынке», — отметила Бакальчук.
Кризис 2014 года стал критическим и в то же время прорывным для компании. «До 2014 года мы придерживались классической схемы работы с партнерами: мы покупаем товары в кредит и через оговоренный срок возвращаем деньги. Поскольку компания росла, постоянно наблюдался кассовый разрыв. Из-за того, что многие контракты были в валюте, 2014 год сильно ударил по нам», — поделилась Татьяна Бакальчук.
Тогда руководство Wildberries приняло решение предложить партнерам новую схему взаимодействия: продавец сам несет ответственность и получает деньги только в случае продажи товара. «Поначалу не все соглашались на такой риск, но именно это решение стало важнейшей точкой роста — тогда на платформу повалилось большое количество индивидуальных предпринимателей», — поделилась спикер. С одной стороны, вначале это привело к падению качества картинок и появлению на платформе «множества непонятных названий ИП». Но со временем продавцы приспособились, и благодаря антикризисному решению платформа выглядит сейчас так, как она выглядит. «Мы преодолели кризис и фактически помогли развить малый и средний бизнес в стране, я этим горжусь», — подчеркивает Татьяна Бакальчук.
Создательница Wildberries уверена, что общего алгоритма для выживания в тяжелые периоды не существует, но справиться с нестабильностью помогают опыт, знания и поддержка близких. «Когда компании было полгода, случился самый большой кризисный этап. Я доверила крупную сумму поставщику, хотя внутри чувствовала, что этих денег я больше не увижу. Так и вышло: товар не был привезен, а деньги пропали. Пережить этот момент мне помогла только поддержка моего мужа Владислава», — поделилась она.
«Мы хотим стать лучшей компанией в мире»
Корпоративная культура Wildberries создавалась не единолично, а совместно с ключевыми сотрудниками компании. «Уникальность нашей компании заключается в том, что очень много людей работало в ней долго. Соответственно, и корпоративная культура формировалась этим сильным и старым костяком ключевых сотрудников. Так как компания фактически строилась с нуля, мы вместе росли, спорили, изучали бизнес-литературу и вместе определяли, что для нас приемлемо, а что нет», — отметила Татьяна Бакальчук.
Ранее в Wildberries придерживались девиза «Если ты хочешь, чтобы было сделано хорошо, — сделай это сам», но в 2020 году все кардинально поменялось. Кризис обернулся точкой роста, и стало очевидно: нужно что-то менять в системе управления. Первое, что было сделано, — поиск партнеров и разделение ответственности. «Тогда мы впервые начали отдавать большие куски своего бизнеса партнерам, — делится Татьяна Бакальчук. — И это классно, потому что качество сервиса растет, что развязывает тебе руки». Способность компании делить ответственность с партнерами и сосредотачиваться на самом важном — это одна из ключевых идей, которой в Wildberries гордятся.
Также важной ценностью для команды Татьяна Бакальчук считает возможность работать в одном пространстве плечом к плечу. «У нас всегда был open space, но это мы для себя выявили с опытом, — рассказывает спикер. — Мы даже не знали, что такое слово есть, а просто сидели все вместе». Кто-то, по воспоминаниям предпринимательницы, все же пытался выбить себе кабинет — и тогда команда заметила, что, как только люди отделялись в физическом пространстве, они отделялись и от общего потока работы. «И мы поэтому поняли, что, если ты хочешь развиваться, ты должен сидеть в офисе с тысячью людьми», — добавила она.
Обе идеи — способность разделять ответственность и работать всем вместе — легли в основу принципа управления в Wildberries. «Вот есть такое замечательное слово — “холакратия”. Мы хотим, чтобы в итоге у нас была холакратическая компания», — подчеркнула Бакальчук.
Холакратия — система управления организацией, в которой полномочия и ответственность за принятие решений распределяются по всей холархии самоорганизующихся команд.
Система стратегического планирования Wildberries отличается особой гибкостью. «Мы знаем, что нам каждый год придется изобретать что-то такое новое, чего не было до этого», — говорит предпринимательница. При оформлении кредита в банке в анкете всегда есть вопрос: «Какие ваши планы на ближайшие пять лет?». Однако подобное планирование — это не про Wildberries. «Нет у нас какой-то такой прописанной, четкой стратегии, куда мы движемся. Мы знаем, что мы хотим стать лучшей компанией в мире — номер один», — отмечает Татьяна Бакальчук.
Она считает, что интуитивное управление на первых этапах — это «свой, уникальный путь» Wildberries: «Мы в 2019 году поехали учиться бизнесу — вот тогда я поняла, что то, что ты чувствуешь интуитивно, — оно на самом деле уже кем-то описано, изучено, защищены диссертации. Но даже хорошо, что я этого не знала, потому что каждое наше достижение — это был наш собственный опыт, через который мы прошли».
HSE Business Club — крупнейший студенческий бизнес-клуб России, в рамках которого участники приобретают знания, опыт, связи и единомышленников. Клуб регулярно организует и проводит встречи с предпринимателями, топ-менеджерами крупных компаний, участниками списка Forbes. Многие встречи в рамках клуба проходят в открытом режиме, и попасть на них может любой желающий.
Стажер Лаборатории экономической журналистики специально для HSE.Daily
Все новости автора
Стажер Лаборатории экономической журналистики специально для HSE.Daily
Все новости автора
Стажер Лаборатории экономической журналистики специально для HSE.Daily
Все новости автора