Что исследуют преподаватели Вышки: специальный выпуск «Научных боев»
В Высшей школе экономики в рамках фестиваля «Наука³» прошел специальный выпуск «Научных боев». Защищать свои проекты на сцену вышли преподаватели Вышки, а студенты — полуфиналисты и финалисты прошлых сезонов — заняли места в жюри. Исследователи посвятили зрителей в мир современной дендрохронологии, психологических видео на YouTube, фэнтезийных вселенных и монетизацииисследований паттернов потребления.
«Научные бои: Вышка» — научно-популярный проект, в котором студенты-исследователи рассказывают о своих достижениях. В рамках специального выпуска 1 декабря на сцену вышли преподаватели, но правила боев остались неизменными: у каждого спикера есть 10 минут, чтобы рассказать о своем исследовании и ответить на вопросы. Презентации запрещаются — с собой можно брать только реквизит, харизму и преподавательское обаяние. После четырех выступлений определяется победитель: 60% от общей оценки весит зрительское голосование, 40% — мнение жюри.
Деревья знают все
Первым на сцену вышел доцент департамента программной инженерии факультета компьютерных наук Сергей Виденин с темой «“Я спросил у ясеня…”: как с помощью IT выведать тайны годичных колец». Он рассказал, как с помощью компьютерного зрения автоматизирует процессы, используемые в дендрохронологии (датировка годичных колец древесины и анализ содержащейся в них информации . — Ред.).
«Можно подумать, что основной инструмент в дендрохронологии — топор, но, поверьте, ученые не бегают по лесу с топором», — объяснил Сергей Виденин. На самом деле для изучения годичных колец деревьев ученые используют керны, то есть образцы, отбираемые при бурении дерева. Взятые экземпляры обрабатывают в химических растворах и загружают в разработанную Сергеем Видениным и его коллегами программу.
Программа с помощью технологии компьютерного зрения проводит анализ, рассматривая не только годичные кольца, но и клетки дерева, которые способны рассказать намного больше. Экземпляры, которые ученые берут из живых деревьев, способны показывать максимум 100–150 лет, но с помощью разработанной программы появилась возможность выстраивать хронологию на 12 тысяч лет назад.
Сергей Виденин объясняет, что для этого необходимо загрузить в программу керны из бревен какой-нибудь заброшенной избушки в лесу и сопоставить годичные кольца самых ранних этапов ныне живущих деревьев и самых поздних этапов уже мертвых деревьев. Система способна сама смоделировать рост годичных колец по выделенным параметрам, то есть построить график прироста дерева — реконструировать то, как оно реально росло.
В чем ценность такой модели для исследователей? Можно посмотреть на полученный образец и увидеть, когда дерево росло нетипичным образом и что могло на это повлиять. Так, группа исследователей смогла подтвердить существование малого ледникового периода или серьезные вспышки на Солнце, которые наблюдались в 900-х годах.
Кроме того, разработанная программа помогает датировать произведения искусства из дерева. Например, ученые смогли подтвердить подлинность скрипки Страдивари, так как программа нашла общую закономерность для дерева, из которого изготовлены все иные скрипки мастера. Сейчас в программе уже есть огромная база годичных колец, которая позволяет отвечать на множество вопросов о древности, о климате прошлых веков, например.
Психотерапевты с YouTube
Продолжила марафон актуальных исслед ований старший преподаватель кафедры анализа социальных институтов департамента социологии факультета социальных наук Оксана Михайлова. Ее тема — «Психотерапия на “Ютюб”: запретить нельзя довериться». Исследовательница с 2021 года занимается изучением YouTube и видео про психотерапию в частности. Всего Оксана Михайлова собрала 381 видео, которые посвящены темам анорексии и депрессии, чтобы посмотреть на то, как именно выстраивается репрезентация этих заболеваний.
При анализе подобного медиаконтента может сложиться ощущение, что этими заболеваниями страдают в первую очередь женщины, представители среднего класса и школьники. Но, как отмечает исследовательница, подобная репрезентация не совпадает со статистическими данными, ведь с анорексией и депрессией может столкнуться практически каждый.
Оксана Михайлова объясняет, что, помимо неравных возможностей доступа к производству контента, есть еще множество причин, приводящих к искаженной репрезентации. Так, на YouTube контент часто определяется видением продюсеров и рекламодателей. Кроме того, существуют алгоритмы медиаплатформ, которые построены таким образом, что предлагают видео, которые похожи на те, что вы уже посмотрели.
Социолог отмечает, что с начала пандемии COVID-19 в России значительно вырос спрос на психологов и, соответственно, видео про психотерапию, но беспрекословно доверять тем нарративам, которые транслируются посредством роликов, не стоит.
Ремейки ремейков: где искать канон
Профессор Института медиа факультета креативных индустрий Мария Штейнман с ходу начала погружать зрителей в теорию фэнтези. Свое выступление она назвала «Не канон: как литературные сюжеты фэнтези трансформируются в новых медиа».
Джон Толкин в своем эссе «О волшебных сказках» заявляет, что главное в фэнтези — создание внутренней логики повествования и внутренней логики нарратива. Герои должны создавать «вторичную веру во вторичный мир», ведь способность творить миры, даже фэнтезийные, роднит человека с Богом. «Фэнтези, с одной стороны, являются зеркалом нашей реальности, но с другой стороны — способом договориться с этой реальностью», — отмечает Мария Штейнман.
Другая работа, на которую исследовательница обращает внимание зрителей, — «Смерть автора» Ролана Барта. Ключевая идея текста — рассмотрение литературного произведения в отрыве от его создателя. Барт заявляет, что после издания произведения автор теряет над ним власть.
Мария Штейнман объясняет: «В такой интерпретации власть приобретают читатели, которые могут заявить: “Дорогой автор, я знаю лучше”, или режиссеры с репликами: “Дорогой автор, я так вижу”». На этих основаниях и строится современное понимание отхода от канона.
Исследовательница предлагает представить, что существует вселенная фэнтези, в которой каждый из авторов — отдельная галактика. В такой вселенной есть галактика «Гарри Поттера», «Ведьмака», «Властелина колец» и еще множество больших галактик. В таком случае у каждой галактики есть свое ядро — канон, то есть литературное произведение. Но галактики имеют и бесчисленное количество рукавов: киноадаптации, картины, творчество фанатов и все, что назовут «не канон».
Дело в том, что в классической теории под каноном понимают образец правил, которым нужно следовать, а в массовой культуре — плод тонкой настройки договора между произведением, его читателями и теми, кто это произведение воплощает.
Нельзя забывать и об увеличивающейся роли корпораций. По словам Марии Штейнман, понимание покупки прав как покупки возможности распоряжаться этим фэнтезийным миром приводит к тому, что корпорации стремятся заменить сам канон, то есть заменить ядро галактики.
«Все, что было до нас, — неправда, а мы вам покажем, как правильно» — такая позиция часто проявляется у корпораций. Так, например, компания Amazon, которая выкупила права на «Властелина колец» и «Хоббита», не имеет прав на «Сильмариллион» Толкина, поэтому вынуждена изобретать заново некоторые сюжеты, балансируя между интерпретациями и тем, что они не имеют права выносить на экраны. «Фанфик за миллион долларов», — иронично резюмирует Мария Штейнман.
На страже вашего потребления
Завершил специальный выпуск «Научных боев» доцент департамента математики факультета экономических наук Алексей Мячин с выступлением на тему «Паттерны потребления: что нужно сделать с данными, чтобы выросла прибыль».
Алексей Мячин рассказал зрителям о паттернах потребления, то есть о типичном поведении потребителей товаров, а также о том, как компании используют эти данные.
Для каждого человека можно составить ломаную его паттернов потребления, и компании часто пользуются этими данными. Особенно понимание паттернов потребления важно при формировании скидочных систем. Не имеет смысла снижать цены на те товары, которые человек и так всегда покупает, ведь это не увеличит прибыль магазина. Выгодная стратегия — проанализировать паттерны покупателей со схожими поведенческими привычками. Если другие покупатели добавляют в схожую продуктовую корзину дополнительный товар, то именно этот товар и имеет смысл предложить со скидкой.
Теорией паттернов уже пользуется, например, американская сеть Walmart. За год им удалось увеличить прибыль на 8%, что является значительным изменением в абсолютных показателях. Алексей Мячин резюмирует: «Анализ паттернов потребления хорошо отвечает запросу на создание персональных рекомендаций и персональных ссылок».
По результатам голосования первое место досталось Марии Штейнман с исследованием фэнтези. Участники специального выпуска оценили формат: преподаватели обладают великолепным умением говорить просто о сложном, что и требуется в «Научных боях». « Обычно на конференциях — формула, формула, формула и какой-нибудь сложный вывод, а здесь — ноль слайдов, ноль формул и простые примеры», — отмечает Алексей Мячин.
Стажер-исследователь Лаборатории экономической журналистики
Все новости автора