Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики

Дмитрий Коптюбенко: как ИИ помогает выбрать образовательную траекторию

За последние 10 лет рынок образования в России существенно изменился. Сегодня он представлен не только вузами, но и многочисленными образовательными онлайн-платформами. Как в этих условиях университетам привлекать абитуриентов и можно ли поручить эту задачу искусственному интеллекту, рассказал директор по порталу НИУ ВШЭ Дмитрий Коптюбенко на встрече со стажерами Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ.

Дмитрий Коптюбенко

Дмитрий Коптюбенко
Высшая школа экономики

Автор: Милена Серкебаева, стажер-исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ специально для HSE.Daily

Потребность в серьезной работе по привлечению абитуриентов возникла у вузов относительно недавно из-за новых тенденций на рынке образования. К ним в первую очередь относится рост спроса на платные образовательные услуги. Если раньше платное обучение в университете воспринималось как штраф за то, что школьник недостаточно хорошо подготовился в старших классах, то сегодня в образовании видят в первую очередь инвестицию в себя или своего ребенка.

Другой тренд связан с глобализацией и цифровизацией образовательного рынка — сегодня абитуриенты могут выбирать вуз и за пределами своей страны. Переход многих курсов и программ на дистанционный формат еще сильнее расширил возможности для обучения. В итоге сложилась ситуация, в которой российские вузы конкурируют за поступающих не только между собой, но и с зарубежными университетами, а также с различными образовательными платформами, такими как «Яндекс Практикум» или Skillbox. «Сегодня у людей есть выбор — пойти учиться в университет на четыре года или овладеть профессией питониста за несколько месяцев и выйти на работу. И та и другая стратегия имеет право на существование», — подчеркнул спикер.

Потенциальному студенту легко потеряться в многообразии похожих программ. В этих условиях, по мнению Дмитрия Коптюбенко, в долгосрочной перспективе выиграют те вузы, которые смогут удовлетворить спрос на кастомизацию образования, то есть адаптацию под конкретные нужды абитуриента. «Вышка очень много вкладывает в индивидуализацию образовательной траектории, а мы на уровне портала пытаемся предложить наиболее эффективные каналы коммуникации с потенциальными студентами», — пояснил он. В конечном итоге задача портала — соединить пока еще неточно сформированный запрос или мечту человека с предложением со стороны университета.

Вначале эта задача решалась простыми инструментами: например, калькуляторами ЕГЭ или калькуляторами скидок.

hse.ru

Затем портал стал использовать более продвинутые инструменты. «Мы анализировали поведение пользователей портала и на основе этого предлагали им образовательные программы, которые могли бы их заинтересовать», — говорит Дмитрий Коптюбенко. Система анализирует историю просмотров пользователя, сравнивая с данными других посетителей, которые вели себя похожим образом. Когда собирается достаточно сведений, похожим пользователям рекомендуются похожие программы.

hse.ru

С привлечением абитуриентов могут помочь технологии генеративного искусственного интеллекта (алгоритм, способный создавать новый контент, включая текст, музыку, изображения, программный код, на основе запроса пользователя, как, например, ChatGPT. — Ред.), считает Дмитрий Коптюбенко. Планируется создать цифровой рекомендательный сервис, через который пользователь в текстовой или голосовой форме расскажет о себе и своих образовательных предпочтениях, а модель подберет для него подходящую программу как на уровне бакалавриата или магистратуры, так и на уровне дополнительного образования. Механизм разрабатывает Дирекция по порталу и мобильным приложениям НИУ ВШЭ.

В процессе разработки перед командой стоял ряд вызовов, связанных со спецификой генеративного искусственного интеллекта. «Данные, на которых обучаются эти модели, могут устаревать. Чтобы решить эту проблему, мы занялись разработкой собственной базы знаний с помощью парсинга (автоматизированный сбор и структурирование информации с сайтов. — Ред.) портала Вышки, к которой модель будет обращаться и на основе которой выдавать ответ на запрос», — поделился Дмитрий Коптюбенко. Помимо этого, модель должна уметь корректно отвечать на разного рода запросы, в том числе провокационные, — для этого необходимо прописывать инструкции поведения модели в той или иной ситуации. Сервис также можно тренировать через «общение» с другой моделью искусственного интеллекта.

На данном этапе разработан прототип сервиса в виде телеграм-бота. Он хорошо уклоняется от провокационных и нерелевантных вопросов, не выдумывает ложные ответы. Бот называет себя студентом Вышки и помогает сориентироваться среди образовательных программ. Тем не менее пока сложно учесть все возможные вопросы, на которые боту придется отвечать. Например, что должен порекомендовать бот, если его спросят о направлении, которого в Вышке нет? Или если его попросят сравнить направления в разных вузах? Эти вопросы пока прорабатываются дирекцией.

На решение о поступлении влияет и живое общение с нынешними студентами, выпускниками и другими представителями программы. Эту важную информацию сложно как-либо внести в базу знаний, на которую опирается модель, и в этом может быть ее ограничение.

Дополнительно стоит вопрос, как помочь пользователю рассказать о себе всю необходимую информацию. Чтобы дать хорошую рекомендацию, боту нужно знать в том числе:

  • образовательные интересы и предпочтения по предметам, областям знаний, методам обучения и т.д.;
  • образовательные цели и планы — некоторые студенты могут стремиться получить определенную профессиональную квалификацию, другие могут быть заинтересованы в научных исследованиях или академической карьере;
  • уровень образования: бакалавриат, магистратура или аспирантура;
  • результаты и предшествующие успехи — например, студентам с высокими оценками и успехами могут быть предложены более продвинутые или интенсивные программы;
  • ресурсы и ограничения —доступность финансовых средств, географическое расположение.   

По задумке разработчиков бот должен стать не только маркетинговым инструментом, но и полноценным помощником в создании индивидуальной образовательной траектории. «Сейчас мы пока находимся на начальных этапах создания этого продукта. Потенциально он может использоваться не только для привлечения абитуриентов, но и для навигации по образовательным предложениям наших текущих студентов и выпускников», — подчеркнул Дмитрий Коптюбенко.