Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики

«Мы не можем предугадать, мы можем только адаптироваться»: Мария Юргелас — о взрывном росте рынка цифровых финансовых активов

При прогнозе в 25 млрд рублей объем рынка цифровых финансовых активов в России к концу 2023 года достиг 80 млрд рублей. Управляющий директор Управления развития секторов экономики и цифровой трансформации РСПП, доцент кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти НИУ ВШЭ Мария Юргелас раскрывает динамику этой отрасли, где единственным постоянным фактором является изменение, а основной стратегией — адаптация.

Мария Юргелас

Мария Юргелас
Высшая школа экономики

Авторы: София Махайкова и Александра Гуркина, стажеры-исследователи Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ специально для HSE.Daily

Взрывной рост

Мастер-класс «Цифровые финансовые активы как драйвер развития российского бизнеса в условиях новых вызовов и угроз» организован кафедрой теории и практики взаимодействия бизнеса и власти ВШЭ.

Российские цифровые финансовые активы (ЦФА) — это совершенно новый инструмент. Отрасль движется от этапа становления к бурному росту: уже существует регулирующее ее законодательство, проведены первые промышленные выпуски. Прогнозируемый объем российского рынка ЦФА к концу 2023 года должен был достигнуть 25 млрд рублей, а по факту составил в три раза больше — 80 млрд. «Ни участники, ни эмитенты, ни инвесторы не смогли спрогнозировать рынок, никто не ожидал такого взрывного роста. Когда рост взрывной, тяжело этим управлять», — отмечает Мария Юргелас.

В таких условиях старые методы прогнозирования становятся неактуальными, а традиционные метрики — неприменимыми. Сейчас ключевой инструмент в любом бизнесе — это гипотезы, а основной метод — это адаптация. «Мы не можем предугадать, мы можем только адаптироваться», — констатирует спикер.

Законодательное регулирование

Разобраться в законодательстве о ЦФА довольно сложно. Прежде всего, ЦФА — это токен, цифровое выражение товара или услуги либо их денежного эквивалента.

Покупая ЦФА производственной компании, вы приобретаете цифровое право требования продукции компании или ее денежного эквивалента. Например, получив ЦФА золотодобывающей компании, через установленное время инвестор имеет право получить либо продукцию компании, то есть золото, либо его денежное выражение.

В России, в отличие от других стран, был создан специальный режим в законодательстве. Федеральный закон 259 («О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.07.2020 №259-ФЗ. — Ред.) четко определяет два вида операторов: оператор информационной системы, отвечающий за выпуск цифровых финансовых активов, и оператор обмена, который обрабатывает сделки с ними. Если ЦФА выпущены одним оператором, то они могут обмениваться внутри системы этого оператора. Если же происходит обмен между разными платформами, то такой обмен возможен только через оператора обмена, пояснила Мария Юргелас.

На данный момент существует 10 операторов информационных систем, первую тройку которых составляют «Атомайз» (группа компаний «Норильский никель»), Сбербанк, «Лайтхаус» (группа компаний «Трансмашхолдинг»), и один оператор обмена — «Национальный расчетный депозитарий» (группа компаний «Московская биржа»).

iStock

В законе о ЦФА прописаны требования к операторам информационной системы и операторам обмена. Информация обо всех сделках должна быть предоставлена Центральному банку, и основное требование заключается в прозрачности операций и «знании своего клиента» (KYC).

«Цифровые финансовые активы — это по сути те же ценные бумаги, но в иной форме и на другой технологии, с более быстрой и удобной процедурой выпуска», — поясняет Мария Юргелас.

Компании вместо банка

Главными драйверами появления цифровых финансовых активов стали именно производственные компании. В связи с развитием технологии блокчейна нужен был новый финансовый инструмент, чтобы повысить эффективность бизнес-процессов. «С появлением технологии блокчейна финансовая функция банка как гаранта сделки постепенно отмирает, потому что гарантом становится технология. Она однозначно определяет покупателя и продавца, гарантирует сохранность и уникальность сделки через смарт-контракты», — поясняет Мария Юргелас.

Вторым драйвером стало большое количество свободных денег на руках у населения. В этих условиях выросла потребность в легком и надежном инструменте инвестирования. Механизм покупки ценных бумаг для неквалифицированного инвестора сильно ограничен, в то время как цифровые финансовые активы предоставляют доступный способ инвестирования средств без необходимости обращаться к банкам, которые имеют высокие операционные издержки.

Планы на будущее

Вместе с тем для обеспечения эффективного развития рынка ЦФА и реализации его крайне высокого потенциала необходимо решить достаточно большое количество задач. В частности, в настоящее время прорабатываются следующие решения:

1) установить ставку НДС в размере 0% при реализации драгоценных металлов и (или) обработанных природных алмазов, если их продавцом (в том числе эмитентом ГЦП) является производитель драгоценных металлов, лицо, осуществляющее добычу и обработку природных алмазов, либо их взаимозависимые лица;

2) разрешить удаленную идентификацию пользователей информационных систем — операторов для выпуска и оборота цифровых активов;

3) расширить доступ неквалифицированных инвесторов для приобретения цифровых инструментов, обеспеченных реальными активами;

4) обеспечить развитие института посредников на рынке ЦФА;

5) урегулировать «зачет» и дробление ЦФА;

6) разработать стандарты выпуска, оценки и видов ЦФА в целях масштабирования рынка;

7) разработать механизмы использования ЦФА в международных расчетах;

8) ускорить внедрение цифрового рубля для использования в информационных системах для выпуска и оборота цифровых активов;

9) ввести в регулируемый вид предпринимательской деятельности цифровой майнинг.

Подводя итоги своего выступления, Мария Юргелас отметила, что ЦФА являются надежным способом инвестирования как для компаний, так и для частных лиц. Рынок ЦФА активно развивается, привлекая широкий спектр клиентов, включая обычных граждан.

«Как РСПП мы занимаемся постоянным сбором и анализом информации, для того чтобы вносить своевременные изменения в профильное законодательство», — заверила Мария Юргелас.

Цифровизация активов — новый инновационный механизм, требующий осознания и понимания не только со стороны регуляторов, но и со стороны бизнеса и населения.