«Просто работайте целеустремленно каждый день»: Артемий Лебедев — о том, как стать востребованным специалистом
Автор: Милена Серкебаева, стажер-исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ специально для HSE.Daily
Артемий Лебедев — российский дизайнер, предприниматель, директор по дизайну «ВКонтакте», блогер и путешественник. В 1995 году основал одноименную дизайнерскую студию. Направления деятельности компании включают автоматизацию дизайна, графический дизайн, создание сайтов и систем навигации, городской дизайн, архитектуру, промышленный дизайн и другие. В портфолио студии более 5 тысяч проектов — от карты московского метро до упаковок хлеба и интерьеров магазинов.
Как управлять дизайнерами
Найти хороших специалистов — главная сложность для Студии Артемия Лебедева, признается ее основатель. «Хороший человек не профессия, как говорят HR-специалисты. Процесс поиска хороших специалистов занимает крайне много времени», — пояснил дизайнер.
Одна из самых важных составляющих продуктивной работы — личный контакт. «При живом общении ты замечаешь, как человек посмотрел, насколько быстро он среагировал. Без этого непросто вести эффективную коммуникацию», — считает Артемий Лебедев.
А можно ли совмещать путешествия, рабочие командировки и управление компанией? «Самое большое заблуждение, конечно, считать, что можно куда-то уехать и не управлять. Я всегда, каждый день, на работе, независимо от того, где я нахожусь», — сказал Лебедев.
Зачем применять искусственный интеллект
С 2020 года творческий коллектив Студии Артемия Лебедева пополнил нелинейный сотрудник — нейросеть по имени Николай Иронов. Он предлагает полноценные дизайнерские решения, в том числе логотипы. Алгоритм, по словам дизайнера, позволяет разгрузить команду. «Это невероятная помощь нам в рабочих процессах», — признал он.
Таким образом, дизайн в современном мире — это не только отрисовка логотипов, но и перевод рутины в автоматизированный процесс с целью освободить время и пространство для генерации креативных концепций и идей. «Дизайнер сегодня — это инженер, который пишет скрипты для генеративных систем. А я могу отличить хороший результат от плохого, в этом моя задача как руководителя», — признается Лебедев.
В то же время, считает дизайнер, не нужно соблазняться трендом на генеративный искусственный интеллект (алгоритмы, например ChatGPT, способные создавать новый контент, включая текст, программный код, музыку, видео и изображения. — Ред.). «У ChatGPT нет никакого мозга. У него нет идей. Он не умный. Он не умеет делать даже простые вещи, например самостоятельно решать математические задачи. Он просто обрабатывает базу данных из триллионов страниц», — заключил Артемий.
Как стать востребованным специалистом
Чтобы добиться успеха в работе, по мнению Лебедева, нужны три вещи: постоянство, работоспособность и индивидуальность. «У меня рецепт один, он никогда не менялся. Вот сейчас тут сидит в зале 500 человек, если все пойдут в одну сферу, например в маркетинг, через год половина людей уже не будет работать в этой области. Они займутся чем-то еще. А через два года останется вообще 15 человек. Поэтому если вы хотите чего-то добиться, то вот и оставайтесь в числе этих 15. Просто, не слезая с рельсов, работайте целеустремленно каждый день — это 98% успеха», — советует дизайнер.
Образование при этом, по его словам, важный, но не единственный фактор успеха. «Есть такие области, где без образования никак нельзя. Но что касается дизайна, я думаю, что лучшее образование — это практика. Меня не впечатлить длинным резюме или какими-то критериями. Я беру в основном самородков, которые могут сразу приступить к работе над реальными проектами», — заявил Лебедев.
Работодатели ценят в сотрудниках постоянство и предсказуемость. «Просто найти рабочего дизайнера, который может продержаться хотя бы пять лет, — это сегодня огромная удача. Как правило, приходит молодой человек и говорит: “Я хочу быть дизайнером”. Потом проходит пару лет, он такой: “Чего-то это мне надоело, хочу быть иллюстратором”. Проходит еще пару лет: “Нет, пойду диджеем работать”. И вот таких вот мечущихся людей огромное количество, к сожалению», — отметил эксперт. Если у дизайнера есть идеи, свой стиль и он готов в нем работать, успех не заставит себя ждать, подчеркивает Лебедев.
Но при этом нельзя забывать про свои особенности и предпочтения. «Очень интересное и важное знание, о котором почему-то не рассказывают ни в школе, ни в университете, заключается в том, что все люди разные. У каждого человека есть свое представление об устройстве жизни. Вот одни любят, когда на столе творческий беспорядок. А других будет раздражать каждая пылинка. И эти люди не должны меняться», — подчеркивает дизайнер. Это знание необходимо, если человек хочет преуспеть.
«Очень много людей, к сожалению, хотят жить не свою судьбу. Вот им нравится, как у кого-то получилось, и они думают, что они могут так жить. Это самая большая ошибка, самое большое заблуждение. Никогда не надо делать, как кто-то еще», — считает дизайнер. Вместо этого Лебедев посоветовал читать книжки, смотреть фильмы, ходить на выставки, путешествовать, но брать из этого опыта только то, что подходит именно вам.
А еще Артемий Лебедев советует не бояться брать удачу в свои руки. «Все люди, которые рассказывают о том, как надо добиться успеха, они, конечно, все врут, потому что они не добивались этого успеха никак, кроме как им случайно повезло. Они просто забывают про это рассказать. Мне не стыдно сказать, что мне повезло просто сто раз подряд. Так бывает. Я просто не упускаю шанс. А другие люди, им нужно, чтобы шанс был как-то отдельно подан. Надо уметь находить возможности самому — брать золото из самородка и потом из него делать ювелирные украшения. Это, собственно, то, чем я занимаюсь всю жизнь», — заключил предприниматель.
Напоследок Артемий рассказал, какие возможности есть у студентов Высшей школы экономики: «Если кто-то хочет работать в VK, то для вас есть прекрасная карьерная возможность — стажировка в компании. Регистрация на ближайшую стажировку VK пройдет в феврале. На ней можно попробовать свои силы, а дальше будем встречаться с вами на работе».
Стажер-исследователь Лаборатории экономической журналистики специально для HSE.Daily
Все новости автора