«Директор атомной станции — личность уникальная»: первый замглавы «Росатома» рассказал студентам Вышки о работе отрасли
Автор: стажер-исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ Татьяна Тишанинова специально для HSE.Daily
От рабочего до начальника
Александр Локшин начал строить карьеру в атомной отрасли еще в СССР. В 1980 году он окончил Ленинградский политехнический институт им. Калинина по специальности «теплофизика» и начал работать на Смоленской АЭС, где за последующие семь лет прошел путь от инженера до начальника смены станции, а впоследствии — до директора АЭС.
«Директор атомной станции — личность уникальная. Как у нас любили шутить, народных артистов и губернаторов не сосчитать, а директоров атомных станций всего десять», — говорит он.
На время его работы пришелся и непростой период в жизни страны в 1990-е годы, когда на предприятиях задерживали все финансовые расчеты, а из-за массовых неплатежей объекты энергетики буквально были поставлены на грань выживания. Зарплаты, по словам Локшина, могли задерживать на 5 месяцев.
Один из ярких эпизодов того времени вошел в историю как «марш смоленских атомщиков»: в 1997 году сотрудники Смоленской АЭС организовали мирное пешее шествие на Москву, чтобы привлечь внимание к проблемам станции и урегулировать вопросы недофинансирования. Акция проходила в течение 14 дней. Руководство Смоленской АЭС позаботилось о сотрудниках, обеспечило транспортом, питанием, медицинским сопровождением.
Любопытно, что марш не повлиял на работу стратегического объекта: сотрудники АЭС участвовали в акции в нерабочее время, после смен подменяли друг друга, догоняя колонну на автобусах. По дороге к ним присоединялись коллеги с других станций — Ленинградской, Курской, Воронежской, Калининской. Было много врачей, учителей, преподавателей институтов. Число участников суммарно достигло тысячи человек. Шествующие дошли до Москвы, где к ним на переговоры вышел тогдашний вице-премьер Борис Немцов и пообещал, что все законные требования будут выполнены. Позже сотрудники АЭС оценили результат своего пешего марша положительно: постепенно задолженность по зарплате была выплачена.
В 1996 году Александр Локшин был назначен на пост первого заместителя директора по маркетингу, экономике и коммерческой деятельности концерна «Росэнергоатом». И это, признается он, были самые непростые времена в его карьере — на острие борьбы с проблемами с финансированием и неплатежами.
Пять лет спустя Александр Локшин стал директором Смоленской АЭС, а одновременно также курировал работу и стройку второго блока на Волгодонской (Ростовской) станции.
«Каково это — управлять атомной станцией?» — спросили Локшина студенты. «Вот это ощущение, что ты управляешь каким-то монстром, оно появляется не тогда, когда ты становишься директором, а когда ты непосредственно управляешь атомной станцией, — признается Александр Локшин. — Цена ошибки очень высокая. Неприятное чувство, я с ним боролся довольно долго, пока не появилась уверенность в том, что я знаю, что нужно делать».
Сегодня Александр Локшин — первый заместитель генерального директора по развитию новых продуктов в атомной энергетике, отвечает за повышение конкурентоспособности продуктов, в том числе АЭС большой мощности, реализацию проектного направления «Прорыв», создание новых продуктов атомной энергетики.
Стартапы как хобби
Участники встречи спросили, как сегодня в «Росатоме» поддерживают стартапы. Александр Локшин признал, что стартапы — не магистральное направление для «Росатома». «Для нас это скорее хобби», — признается он. Тем не менее в отрасли, по словам Локшина, с уважением и с интересом относятся ко всем проектам, которые могут выстрелить. «Если есть интересные идеи — приходите!» — призвал первый заместитель генерального директора.
«Росатом» ранее заявил, что к 2030 году намерен привлечь в отрасль порядка 350 тыс. новых специалистов, напомнил один из студентов. «Подскажите, какие программы привлечения и поддержки молодых специалистов реализуются сейчас в “Росатоме” и как вообще формируется кадровый резерв в госкорпорации?» — спросил он.
«Мы стараемся готовить людей буквально со школы, создаем специализированные классы. У нас есть консорциум базовых вузов во главе с НИЯУ МИФИ. И студентов мы стараемся вовлекать в работу, еще пока они учатся в вузе», — сказал Локшин. Подробности можно узнать на Едином карьерном портале госкорпорации.
Отвечая на вопрос о том, как осуществляется набор специалистов по новым направлениям и решается проблема мотивации сотрудников внутри «Росатома», Александр Локшин отметил: «Для новых направлений мы берем, конечно же, людей, которые в этих сферах разбираются. Мотивация у нас, как правило, стандартная, она по всем направлениям унифицирована. При создании новых производств у нас часто применяется долгосрочная проектная мотивация (от 3 до 5 лет) за достижение определенных показателей».
Представительница арктического молодежного движения «Ледокол» Мария Виноградова поинтересовалась, в каких кадрах сейчас больше всего нуждается «Росатом» на профильном для нее направлении. «Если говорить про Арктику, то там у нас развивается атомный флот, поэтому больше всего нужны специалисты, которые будут эксплуатировать ледоколы», — отметил Локшин. «Но вообще там востребован весь спектр профессиональных специалистов», — добавил он.
Малые АЭС, санкции, водород
Помимо карьерных перспектив, студентов Вышки интересовали вопросы экологии, обращения с отработавшим ядерным топливом, освоение Севера с помощью атомной генерации и перспективы развития водородной энергетики.
Говоря о применении водородного топлива, Александр Локшин признал: технологии есть, с точки зрения экологии это полезное направление, но коммерческие перспективы пока туманны. Тем не менее «Росатом» продолжает заниматься проектами, которые связаны с развитием производства водорода. «Мы умеем производить водород, у нас есть для этого технологии», — сказал он.
Один из вопросов касался роли АЭС малой мощности в освоении Севера.
«Эта идея сейчас очень популярна, о ней сейчас много говорят. Проектов очень много. Из действующих есть два. Билибинская АЭС, построенная в конце 70-х годов. Это реальная малая АЭС из четырех блоков, которая проработала в условиях Крайнего Севера больше 45 лет. Последние блоки будут выводиться из эксплуатации в 2025 году. Второй пример — плавучая станция “Академик Ломоносов” (первая в мире плавучая атомная теплоэлектростанция мощностью 70 МВт и тепловой мощностью 50 Гкал/ч, что достаточно для обеспечения энергией города с населением около 100 тыс. человек. — Ред.), расположена на барже и очень хорошо себя зарекомендовала», — сказал Александр Локшин.
В настоящее время, продолжил он, еще несколько плавучих АЭС строятся для обеспечения нового месторождения на Чукотке. Реализуется также проект на наземной площадке в Якутии для обеспечения новых месторождений. Существует разработка реактора «Елена» мощностью до 1 МВт (пилотная атомная термоэлектрическая станция теплоснабжения, которую по заказу «Росатома» разрабатывает Курчатовский институт; особенность термоэлектрогенератора в том, что тепло преобразуется в электроэнергию напрямую за счет разницы температур: благодаря подаче тепла на один из проводников образуется разность потенциалов; проект находится на стадии НИОКР. — Ред).
«Президент объявил 2024-й Годом семьи. Подскажите, как у вас получается совмещать ваш профессиональный рост с заботой о близких и есть ли у вас советы для нас?» — спросили студенты в финале встречи.
«Президент только объявил 2024 год Годом семьи, мы еще не успели перестроиться, — с улыбкой ответил Локшин. — А если серьезно, то человек ведь занимается карьерой не только ради себя, но и для своих близких, своей семьи».
Стажер Лаборатории экономической журналистики специально для HSE.Daily
Все новости автора