Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики

«Мы — фанатики в хорошем смысле этого слова»: выпускница Вышки поделилась опытом работы в консалтинге

Выпускница факультета экономических наук Вышки Анастасия Калугина — директор группы «Цифровые финансы» в компании Kept. За более чем 8 лет работы в консалтинге она прошла путь от консультанта до директора, а своим опытом поделилась в рамках встречи с выпускниками HSE Alumni. О том, как меняются «харды» и «софты» в ходе карьерного роста, как не допустить выгорания и правда ли, что в консалтинге все перерабатывают, — в материале HSE Daily.

Анастасия Калугина (слева)

Анастасия Калугина (слева)
Высшая школа экономики

Автор: Милена Серкебаева и Мария Киреева, стажеры-исследователи Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ специально для HSE.Daily

«Я думала, что никогда туда не пойду»

Сегодня о работе в консалтинге Анастасия Калугина рассказывает с интересом и удовольствием. Но так было не всегда. «Когда я еще училась, я считала, что консалтинг — это про эксплуатацию людей и вечные переработки. Я думала, что никогда туда не пойду», — признается директор группы «Цифровые финансы» в компании Kept.

Окончив Вышку, Анастасия начала работать в сфере управления финансами в компании, не связанной с консалтингом. «За год работы специалистом в индустрии я узнала, что делает каждый работник в подразделении, могла подменить любого. Помимо ежедневных задач, также реализовала проект по внедрению новой ИТ-системы и модификации управленческой отчетности с представителями зарубежного Head Office. При этом амбициозных задач не было, работа стала для меня рутиной», — делится она. После двух лет работы в индустрии Анастасия Калугина все же решила попробовать себя в роли консультанта в компании KPMG (ныне Kept).

Разница чувствовалась уже на этапе отбора: он длился три месяца, в течение которых различные руководители проверяли профессиональные и мягкие навыки соискательницы. «Самый интересный этап (интервью) был у меня с партнером: ему были не так интересны мои знания, больше оценивалась ориентация в пространстве, soft skills и мотивация», — говорит Анастасия.

Первые три месяца работы были направлены на привыкание к бизнес-процессам. При этом Анастасию Калугину сразу подключили к проектным задачам и переговорам с клиентами. «Консалтинг — это абсолютно другой подход. Проекты всегда разные. Ты постоянно учишься договариваться с клиентами, общаться с разными людьми, больше слышать и считывать разные знаки», — поясняет спикер.

В отличие от индустрии, в консалтинге очень понятные и конкретные требования к повышению по службе. «Я знала зоны ответственности следующего грейда и всегда старалась быть на шаг впереди — примерять на себя новые роли», — говорит Анастасия. Такая стратегия позволила ей пройти путь от консультанта до директора группы за 7 лет и при этом вырасти в уровне дохода в 12 раз.

Спецификой работы в консалтинге также является подготовка универсальных специалистов. «У каждого человека есть свои особенности и сферы, в которых он разбирается лучше других. Но в Kept тебя всегда стимулируют пробовать новое. Если у тебя хорошо получается разработка слайдов в PowerPoint, тебе определят задачу с расчетами в Excel, и наоборот. Таким образом получаются самостоятельные и универсальные “солдаты‎”. Мы называем это армейским трюком», — объясняет спикер.

Высшая школа экономики

«Хотя были страхи, после года работы я поняла, что это мое место. Люди здесь неравнодушны. Если мы задерживаемся на работе, то не потому, что нас кто-то заставляет, а потому, что нам самим интересны задачи и хочется довести проект до отличного результата. Мы — фанатики в хорошем смысле этого слова», — подчеркивает Анастасия.

Hard skills и «уверенная жизнь в медийности»

В финансовом консалтинге требования по мягким (soft) и профессиональным (hard) навыкам постоянно меняются в зависимости от уровня должности. Работа в команде, стрессоустойчивость, тайм-менеджмент — базовые мягкие навыки, которые необходимы начинающему специалисту. Среди значимых профессиональных навыков в начале карьеры — подготовка презентаций, умение работать с нормативными документами, навыки работы в Excel, знания в сфере моделирования бизнес-процессов.

С ростом ответственности число нужных навыков растет. Так, один из важнейших навыков — это умение распределять задачи. «Мне было сложно научиться делегировать. Для этого нужно доверять своей команде, а чтобы доверять, нужно ее сначала проверить», — призналась Анастасия Калугина.

Также постепенно появляется потребность в навыке публичных выступлений в разных форматах — от встречи тет-а-тет до выступления на 500 человек. Умения преодолевать страх и структурированно излагать свои мысли появляются с практикой, но они необходимы, начиная с грейда старшего консультанта. По мере последующего карьерного роста добавляются и маркетинговые задачи — исследования, подготовка внешних мероприятий, публикаций на практические темы, комментарии для СМИ.

На уровне менеджера и директора много внимания уделяется человеческому капиталу компании: если раньше руководители делали акцент на общей организации процесса работы, теперь одна из их важнейших задач — мотивировать сотрудников. «Именно сотрудники — двигатели компании, и от их морального и физического состояния зависит успех проектов», — подчеркивает Анастасия. Также необходимо понимать и прогнозировать общий финансовый результат группы — быть хорошим аналитиком. Не обойтись и без знания трендов в разных областях индустрии — важно понимать особенности производственных процессов, которые влияют на финансовые показатели.

На более высоких позициях большую роль играют мягкие навыки. Среди продвинутых soft skills, необходимых в консалтинге, Анастасия Калугина выделяет нетворкинг, умение поддержать разговор на любую тему с нуля и «уверенную жизнь в медийности». Медийное поле значительно расширяет возможности для продвижения компании и личного бренда. В первую очередь это знакомство с будущими партнерами и инвесторами. «Важно развиваться в разных направлениях своей деятельности и уделять внимание личностному росту», — подытожила Анастасия.

Спустя годы у специалиста появляется насмотренность — до такой степени, что ему достаточно узнать название, сферу клиента и тему проекта.

«Выгорание — это не про переработки, это про эмоции»

Тема выгорания, как оказалось, волнует многих студентов и их старших коллег. «Выгорание — это не про переработки и не про умение соблюдать work-life balance, это про эмоции, которые вы получаете в процессе работы», — считает Анастасия Калугина. Так, выгорание может появиться из-за нерасположенного клиента, а также из-за длительных и тяжелых проектов. Это часто ведет к тому, что сотрудник перестает видеть свою профессиональную ценность и может потерять внутренний стержень.

С такой ситуацией сталкивалась одна из подчиненных Анастасии Калугиной. «Здесь очень важен руководитель, он — пример для всей команды. Все смотрят на то, как он реагирует в трудных ситуациях», — подчеркивает спикер.

Высшая школа экономики

Главное — это говорить и не оставаться наедине. «Все так или иначе через это проходили, никто из руководителей не обесценит ваше отношение к ситуации, поймет и разделит моральное и физическое состояние», — добавляет она. Важен самоконтроль, нужно внимательно следить за собой, так как у каждого выгорание происходит по-разному из-за разных триггеров.

«Ничто так не поможет в достижении новых вершин, как трудолюбие и упорство»

Будущим выпускникам Анастасия Калугина порекомендовала не ограничивать себя университетскими знаниями, так как они не всегда отражают все возможные сферы деятельности. «Многие сферы остаются скрытыми попросту из-за незнания, поэтому нужно больше смотреть и узнавать. Рабочий путь и те знания, которые мы на практике получаем, конечно, намного ценнее», — уверена Анастасия.

Коммуникация с руководителем — важнейший навык в работе, как для предотвращения выгорания, так и для карьерного роста. «Если вы не скажете, никто не догадается», — отмечает спикер. Это ключевой принцип не только общения с работодателем, но и общения в целом.

Анастасия Калугина поделилась личным списком принципов, ведущих к успеху: в него вошли упорство и трудолюбие, позитивный настрой и стремление всегда быть на шаг впереди.

Подвела итог своей встречи Анастасия подборкой полезных книг от себя и от коллег — руководителей группы «Цифровые финансы» Kept:

1. Барбара Минто «Принцип пирамиды Минто. Золотые правила мышления, делового письма и устных выступлений» (2003)

2. Тимоти Феррис «Как работать по 4 часа в неделю и при этом не торчать в офисе “от звонка до звонка”, жить где угодно и богатеть» (2017)

3. Саймон Синек «Начни с “Зачем?”. Как выдающиеся лидеры вдохновляют действовать» (2017)

4. Нассим Николас Талеб «Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса» (2019)

5. Игорь Манн «Правила жизни и бизнеса» (2020)