Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики

«Не будет успешного бизнеса, если люди в компании не будут чувствовать себя хорошо»

Кофемашина и уютное место отдыха — привычные вещи в современном офисе. Медстраховка и соцпакет — то, чего ждут потенциальные соискатели от приличной компании. Люди — главный капитал любой фирмы, однако забота об их благополучии — это не всегда слепое следование общепринятым правилам. Каким должен быть подход к сотрудникам, можно ли управлять благополучием другого человека и почему мотивация — это не только про материальные стимулы, рассказал академический руководитель программы НИУ ВШЭ Well-being Management, практикующий психолог и консультант по позитивной психотерапии Александр Рау на одном из вебинаров, посвященном этому направлению администрирования.

«Не будет успешного бизнеса, если люди в компании не будут чувствовать себя хорошо»

iStock

Автор: Мария Киреева, стажер-исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ специально для HSE.Daily

Факторы, влияющие на благополучие

«Благополучие — субъективная вещь», — подчеркивает Александр Рау. У каждого человека свое понимание этого явления. Можно ли при этом управлять благополучием другого человека? Да, однако это непросто. Если говорить о создании системы стимулов и поощрений внутри компании, то это означает необходимость точечной настройки — важно учитывать потребности каждого сотрудника и формировать индивидуальную систему поощрений. Если для одного человека какой-то аспект организации работы важен, другому он может навредить.

Александр Раук

Основные аспекты благополучия человека связаны с его внутренним состоянием, восприятием мира и себя. Это жизненный баланс, личностная зрелость, адекватная самооценка, забота о себе, психологическая гибкость и адаптивность, постоянное стремление к самореализации, уверенность в себе.

Перед работодателем стоит сложная задача — повлиять на то, что зависит по большей части от самого сотрудника. На руководителе серьезная ответственность: большую часть времени человек проводит в рабочей среде, которая влияет на все эти аспекты и на его внутреннее состояние, подчеркивает Александр Рау.

Рабочее место не может удовлетворить все потребности работника и напрямую повлиять на его благополучие, но оно играет важную роль в создании благоприятной среды для развития. Здесь стоит понимать, что удобный офис — это про комфорт, а не про благополучие. Точнее, не всегда про него.

В деньгах ли счастье?

Благополучие сотрудника зависит не только от его окружения, материальной обеспеченности и других объективных факторов. Ряд исследований показывают низкую взаимосвязь между объективными условиями работы и существования человека и его удовлетворенностью жизнью. На деле удовлетворенность жизнью мало связана с объективными условиями.

На первый взгляд кажется, что чем больше у человека материальных благ, тем выше его уровень счастья и удовлетворенности. Однако это не всегда так. Международный исследовательский проект World Happiness Report с 2012 года измеряет показатель счастья населения в странах мира. Измерения показывают, что в бедных странах доля счастливых людей может быть больше, чем в богатых.

Шесть лет подряд рейтинг самых счастливых стран мира по версии ООН возглавляет Финляндия. При этом средний уровень дохода ее граждан далеко не самый высокий в ЕС.

Если обратиться к масштабам компании, можно проследить тот же эффект: не всегда самый счастливый сотрудник зарабатывает больше остальных.

Комфорт или личное пространство?

Работодатели стараются обеспечить максимальный комфорт для своих сотрудников на рабочем месте. Многие стремятся спроектировать офис так, чтобы люди как можно дольше в нем находились: в таком помещении можно и поработать, и отдохнуть, и развлечься. Одним словом, можно вообще из него не выходить. Работодатели стараются удержать сотрудников в офисе, создавая все необходимые условия. И это является ошибкой, уверен Александр Рау.

Такой заботой работодатель внедряется в личную жизнь сотрудника: создавая все условия, чтобы сотрудники свободное время проводили на работе, работодатели на самом деле их ограничивают. И такой подход препятствует личностному развитию людей. «Работа — не то место, где мы можем удовлетворить все свои потребности. Многие потребности требуют реализации за ее пределами», — подчеркивает эксперт.

iStock

Александр Рау советует работодателям реалистично относиться к тому, что их сотрудники могут, а на деле и должны иметь жизнь вне офиса. Компании, по его словам, должны мотивировать людей иметь богатую разноплановую жизнь. «Главная задача работодателя — сделать так, чтобы работники сами стремились к личностному развитию, в том числе вне работы», — подчеркивает он.

Иерархия вовлеченности

Если главная ценность компании — люди, которые в ней работают, то и успех компании невозможен, если ее сотрудники не чувствуют удовлетворенности своей жизнью. «Благополучие сотрудников определяет более высокий уровень продуктивности, а не наоборот», — подчеркивает Александр Рау. Человеку важно понимать, что все шаги, которые он делает, приведут его к успеху или цели. Таким образом формируется целостная картина, в которой человек может найти место для себя и отследить свой вклад в общее дело: сначала мы работаем над личностным благополучием, затем идут обучение и развитие, результативность, признание и только потом успех.

«С чего стоит начать? Наладить личностное благополучие. И только потом идти дальше. Не будет успешного бизнеса, если люди в компании не будут чувствовать себя хорошо», — подчеркивает эксперт. Личностное благополучие является основой для всех факторов, на которых основывается успех компании.

Успешная программа well-being должна быть комплексной, индивидуальной и учитывать различные аспекты жизни сотрудников, не мешая при этом развитию их собственного потенциала. Тогда она сможет стать полезным инструментом для достижения корпоративных целей и долгосрочного успеха компании. Программы well-being должны в первую очередь мотивировать сотрудников на саморазвитие, формировать у них желание менять свою жизнь к лучшему: работодателю важно научиться держать баланс между заботой и соблюдением личных границ. Только благодаря взаимопониманию в команде все участники процесса будут довольны: руководители получат заветные высокие показатели эффективности, а сотрудники будут комфортно чувствовать себя на работе, понимая, что успех компании — в том числе и их заслуга, добавил Александр Рау.