«Когда денег нет, это становится самым важным»: особенности финансирования российских НКО
Автор: Дарья Володина, стажер-исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ специально для HSE.Daily
Деньги и менеджмент не главное
Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ с 2006 года проводит всероссийские обследования НКО, чтобы иметь возможность в динамике проследить отношение к разным аспектам волонтерской деятельности и благотворительности в обществе и внутри самого сектора. На встрече директор центра Ирина Мерсиянова представила результаты опросов руководителей НКО за 2023 год.
Ирина Мерсиянова
Так, по данным исследователей, только 26% руководителей российских НКО считают, что жизнеспособность их организации в современных условиях определяется умением привлечь финансовые средства. Две трети опрошенных уверены, что основной фактор успеха — это осознание важности задач НКО, а каждый второй руководитель подчеркивает ключевую роль энтузиазма сотрудников и волонтеров. «Когда денег нет, это становится самым важным», — отметила Ирина Мерсиянова.
На последних местах оказался фактор «качество менеджмента»: его посчитали важным для жизнеспособности НКО лишь 14% руководителей некоммерческого сектора. «Звучит плохо, но повести за собой людей, которые тебе ничем не обязаны, — это высокий талант», — пояснила Ирина Мерсиянова.
Пандемия и санкционное давление
Однако жизнеспособность НКО определяется не только качеством работы самой организации, но и не зависящими от нее внешними условиями. За последние годы такими стали пандемия и санкционное давление.
«Мы спросили у людей, как изменилась роль этих (отмеченных выше) факторов во время пандемии и как она изменилась в условиях санкционного давления», — рассказала Ирина Мерсиянова. Согласно мониторингу, 22% руководителей НКО подчеркивают, что важность умения привлекать средства возросла (во время самой пандемии так говорили 25% руководителей), и только 9% утверждают, что снизилась. По словам Ирины Мерсияновой, результаты опроса ярко демонстрируют непростое положение некоммерческих организаций в период пандемии. При этом санкционное давление на жизнеспособность российских НКО практически не повлияло. «За последний год нашего мониторинга сектор стал существенно богаче, это правда», — утверждает Ирина Мерсиянова.
Руководителей НКО спросили: «Как бы вы оценили экономическое положение вашей организации в этом году и два года назад?» «В этом году» — это осенью 2023 года, «два года назад» — осенью 2021 года. Интересно, что доля тех, кому хватает средств на все нужды и даже на создание финансовых резервов, снизилась вдвое — с 2% в 2021 году до 1% в 2023 году. Каждая пятая НКО говорит, что средств на осуществление задуманного ей в основном хватает, каждая четвертая признается, что многие идеи остаются нереализованными из-за нехватки ресурсов. 18% опрошенных хватает средств на оплату труда сотрудников нужной квалификации, но при этом не остается ресурсов на создание или обновление материальной базы. На грани закрытия и на энтузиазме работают 13% НКО, еще 9% все силы отдают поиску финансирования, чтобы сохранить организацию, зачастую в ущерб основным задачам.
Директор АНО «Институт развития фандрайзинга» Анастасия Ложкина полагает, что объем средств в секторе растет с каждым годом вместе с количеством некоммерческих организаций. «Данные, конечно, показывают, что большая часть НКО живут грантовой зависимостью», — говорит эксперт. Большая часть некоммерческого сектора, по мнению директора Института развития фандрайзинга, не развивала работу с частными лицами и бизнесом, поэтому пандемия и санкционное давление существенно повлияли на их доходы.
Онлайн- и офлайн-финансирование
В современных реалиях большую роль в финансировании некоммерческого сектора стали играть онлайн-пожертвования.
Фандрайзинг — процесс поиска и сбора финансов для обеспечения деятельности компании, основанный на партнерстве и ценностном подходе. Так осуществляется поиск и привлечение ресурсов на социальные, образовательные, культурные проекты и в благотворительные фонды. Волонтерский фандрайзинг нередко проводится через личные связи сторонников организации.
Онлайн-фандрайзинг — это способ привлечения финансовых ресурсов различными организациями через интернет и другие цифровые ресурсы. Основная цель онлайн-фандрайзинга — расширить базу доноров, увеличить объем привлеченных средств и обеспечить долгосрочную поддержку для достижения определенной цели или идеи.
Развитие платформ для перечисления денежных средств послужило тому, что 32% НКО использовали онлайн-фандрайзинг (в том числе 60% НКО, для которых частные пожертвования — основной источник финансирования). Руководителям различных некоммерческих организаций задали вопрос о самом популярном способе привлечения финансирования онлайн. Наиболее распространенным способом сбора средств стали социальные сети и сайт самой организации. Однако большая часть респондентов не выбрала ничего из перечисленного.
Офлайн-фандрайзинг применяли 53% НКО. Наиболее популярным вариантом привлечения финансирования стали личные встречи с донорами (отметили 29% опрошенных руководителей) и подача проектов на государственные и муниципальные конкурсы (26% опрошенных).
Мерсиянова Ирина Владимировна
Директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Высшей школы экономики