Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики

“We try to be international”: как создаются успешные научные журналы

Успешные научные журналы в современном мире, с одной стороны, существуют и развиваются по традиционным для любого издания законам, включая маркетинговые приемы и рекламу, с другой — часто оказываются внутривузовской историей и из-за узкой направленности не выходят на широкую аудиторию. Как сделать такой журнал международным, успешным, а главное — долгосрочным проектом, рассказала исполнительный помощник редактора научного журнала Восточно-Китайского педагогического университета Review of Education Мелоди Чжан в рамках экспертного семинара, организованного Институтом образования.

“We try to be international”: как создаются успешные научные журналы

iStock

Автор: Никита Литвинов, стажер-исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ специально для HSE.Daily

Review of Education (ROE) — международный научный журнал Восточно-Китайского педагогического университета (East China Normal University). Он публикует статьи, представляющие интерес для исследователей в области всех уровней и типов образования. В журнале выходят отчеты о крупных исследованиях, существенные исследовательские синтезы, оригинальные обзоры современного состояния науки, обзоры литературы, репликационные и подтверждающие исследования и т.д.

На вопрос: «Что же отличает ваш журнал от аналогичных журналов других университетов?» — Мелоди Чжан не без гордости отвечает: “We try to be international”.

Большинство университетских научных изданий, поясняет она, становятся продуктом внутреннего потребления: в них публикуются только профессора и аспиранты материнского вуза, и в результате их читают только их же студенты. Подход ROE принципиально иной: журнал старается привлекать экспертов со всего мира, и в результате издание стало популярно далеко за пределами Китая. Статистика показывает, что каждый 10-й читатель ROE живет в США, каждый 20-й — в Великобритании.

Вузовские журналы — это удивительный мир со своими законами и правилами, кажущимися удивительными человеку со стороны, отмечает Мелоди Чжан.

Первые два года — золотое время в жизни любого научного издания. Когда возникает новый журнал, сразу же появляются тысячи авторов с актуальными статьями и исследованиями, желающие опубликоваться в перспективном издании. Такой «сезон урожая», как правило, длится два года, потом наступает «засуха», фатальная для многих изданий. Уже на третий год жизни любое издание, каким бы успешным ни был его старт, начинает терять авторов (они переключаются на новые издания, посылают туда свои материалы), вслед за ними уходят и читатели, констатирует Мелоди Чжан.

Издательствам важно сохранить авторов. В ROE нашли свой вариант решения проблемы — открытый формат и тематические выпуски.

Review of Education
Review of Education
Фото: roe.ecnu.edu.cn

Открытый формат предполагает, что любой желающий может послать свое исследование в издание, где его опубликуют (на сайте).

Бумажные выпуски журнала выходят четыре раза в год, каждый выпуск посвящен отдельной актуальной теме. Материалы, присылаемые в издание, публикуются в два этапа: онлайн и в журнале. При этом между первой и второй публикацией может пройти несколько лет — так ROE, с одной стороны, позволяет исследователям сразу же опубликовать свои работы и повысить цитируемость, а с другой, дает себе время, чтобы собрать тематическую коллекцию для бумажного выпуска, ведь разные научные статьи требуют разного времени на создание.

Мелоди Чжан также отмечает, что в современной науке нетворкинг и популяризация исследований играют не меньшую роль, чем само исследование. «Некоторые привычные нам принципы работают безотказно и в среде вузовских изданий. К таким, без сомнения, можно отнести принцип “реклама — двигатель прогресса”», — добавляет она. Значительная часть бюджета ROE тратится на SММ-отдел для ведения аккаунтов в соцсетях. Издание старается регулярно организовывать вебинары и мастер-классы для молодых исследователей, принимать участие в научных выставках и конференциях — все ради того, чтобы ученые не писали в стол.

Отвечая на вопрос о том, как стать автором в ROE и правильно оформить заявку, Мелоди Чжан обратила внимание, что многие исследователи, особенно молодые, тратят на составление мотивационного письма не меньше времени, чем на саму работу. Этого, по ее словам, делать не стоит. «Нам важнее ваша статья, нежели письмо, описывающее ее, но все же постарайтесь не преувеличивать значение своей работы — это для нас повод отказать в публикации», — поясняет Мелоди Чжан. Она советует сконцентрироваться на самом исследовании и не слишком переживать из-за правильности делового английского в письме: ROE — это в первую очередь про науку. «Да, из всех заявок, которые нам поступают, только 10% в итоге публикуются в ROE, но это не значит, что вы не можете попасть в эти проценты», — подытожила эксперт.