Эволюция офисных процессов: от рутинных задач к инновационным решениям
Автор: Александра Гуркина, стажер-исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ специально для HSE.Daily
Нейрорекрутер и офисный помощник
ИИ продолжает активно проникать в офисную среду, предлагая новые возможности для автоматизации и повышения продуктивности. Обучение сотрудников работе с современными инструментами ИИ и повышение цифровой грамотности становятся ключевыми аспектами для успешной адаптации к новым условиям. По прогнозам экспертов, собранным в исследовании Европола, к 2026 году 90% онлайн-контента будет генерироваться с помощью ИИ. 1,5 млрд пользователей в мире, по данным агентства Tidio, уже используют чат-ботов: 80% всех интернет-пользователей хотя бы раз с ними взаимодействовали.
Согласно опросу, проведенному Gartner Inc. в 2022 году, 80% руководителей считают, что автоматизация может быть применена к любому бизнес-решению.
Дарья Касьяненко привела несколько примеров успешного использования ИИ в работе крупных компаний. Так, Альфа-Банк стал применять нейросети для подбора кандидатов на открытые вакансии, что помогло повысить эффективность процесса найма.
«Подбором кандидатов для массовых вакансий в Альфа-Банке занимается искусственный интеллект. Это так называемая модель подбора сотрудников. До ее внедрения все процессы осуществлялись вручную — от поиска резюме до назначения собеседования. Рекрутеры получают сформированные искусственным интеллектом рекомендации, оценивают и отбирают из них финалистов для дальнейших стадий найма. 700 сотрудников в квартал нанимаются с помощью искусственного интеллекта», — рассказала Дарья Касьяненко. По ее словам, нейросеть стала не заменой рекрутеров, а их помощником.
Искусство и новые профессии
Другой успешный кейс, по словам спикера, продемонстрировала сеть книжных магазинов «Читай-город». С помощью digital-агентства Advertalyze еще в прошлом году сеть внедрила ИИ для создания визуального контента. В рубрике «Ныряем в жизнь героя» агентство фантазировало о том, как могли бы жить персонажи манги, фэнтези или классической литературы, если бы они были реальными. В таких постах важно показывать персонажей, так как их часто запоминают по визуальному образу. Однако использование книжных иллюстраций, кадров из фильмов и других материалов ограничено законом об авторском праве. Это создало необходимость легального иллюстрирования постов.
Решение было найдено с помощью нейросетей. Агентство Advertalyze использовало для создания изображений нейросеть Midjourney, которая умеет генерировать изображения по предложенному ей тексту. Специалисты делали запросы и получали от нейросети результаты в виде картинок. В случаях, когда Midjourney не создавала нужного изображения, агентство использовало Loopsie (сеть, генерирующая картинки в стиле аниме). Сначала специалисты создавали коллаж в редакторе, который затем загружали в Loopsie для обработки и преобразования в окончательное изображение в нужном стиле.
С помощью нейросетей сократилось время на реализацию и согласование идеи с заказчиком. Кроме того, генерация картинок обходится гораздо дешевле по сравнению с традиционным процессом создания иллюстраций, отметила Дарья Касьяненко.
С развитием технологий появляются новые профессии, такие как нейрохудожник и промпт-инженер. Эти специалисты необходимы для эффективного взаимодействия с моделями ИИ, так как создают конкретные запросы и понимают принципы работы нейросетей.
Обучение сотрудников навыкам работы с ИИ становится все более актуальной задачей. Нейрохудожники создают уникальные произведения искусства с помощью ИИ, а промпт-инженеры разрабатывают точные запросы для генеративных моделей, что открывает новые возможности в креативных индустриях.
Маркетинг с помощью ИИ
Современные офисы активно внедряют ИИ в маркетинговые процессы. Инструменты, такие как YandexGPT, GigaChat, ChatGPT, Reka Playground, Claude by Anthropic, предназначены для автоматизации создания презентаций и другого контента, подчеркивает Дарья Касьяненко.
Эти сервисы, по ее словам, позволяют сотрудникам быстро и эффективно создавать высококачественные материалы, что значительно экономит время и ресурсы. Например, GigaChat может генерировать тексты и изображения, что особенно полезно для социальных сетей и маркетинговых кампаний.
«GigaChat в январе 2024 года проходил мультимодальный тест, в котором он обошел ChatGPT на 6%. Это очень мощная модель, и она была обучена на русском языке. Соответственно, она лучше понимает нюансы русского языка, и она доступна абсолютно бесплатно из России. Это действительно серьезный инструмент», — подчеркивает Дарья.
Такие инструменты, как Kandinsky, Stable Diffusion, Playground, Imagen, DALL-E, используются для создания изображений на основе текстовых описаний, продолжила спикер. Они востребованы среди дизайнеров и маркетологов, позволяют быстро создавать визуальный контент высокого качества. Эти технологии открывают новые горизонты для визуального маркетинга, делая его более креативным и доступным.
Анализ данных
В области анализа данных ИИ также играет ключевую роль, предлагая продвинутую визуализацию и аналитику.
Сервисы, такие как AskEdit, Tomat.AI, Chat With Data, Speak Ai, Simple ML for Sheets, позволяют визуализировать данные и использовать интерактивные инструменты для их анализа без необходимости знать SQL или программирование. Эти инструменты особенно полезны для сотрудников, работающих с большими объемами данных, и помогают автоматизировать рутинные задачи, делая процесс анализа более быстрым и точным. Они обеспечивают глубокий анализ данных для лучших решений и поддерживают аналитику в реальном времени, способствуя оперативному принятию решений на основе актуальной информации.
Дарья привела пример работы с одной из нейросетей: «Сервис Tomat.AI позволяет специалистам легко исследовать и анализировать большие файлы без необходимости кодирования и написания формул. То есть там вы загружаете большой файл, например Excel или CSV, с данными, которые в нем содержатся. Дальше вы их открываете, просматриваете и буквально несколькими щелчками мыши можете находить и аномалии, и интересные зависимости и с ними дальше работать».
Нейросети становятся важным инструментом повышения эффективности и креативности офисной работы. С помощью нейросетей сотрудники могут ускорять рабочие процессы и осваивать новые профессии, такие как нейрохудожник и промпт-инженер, что, в свою очередь, помогает бизнесу совершенствоваться и достигать новых вершин в быстро меняющейся среде, подчеркивает Дарья Касьяненко.
Центр непрерывного образования ФКН проводит корпоративное обучение программированию, математике, анализу данных и машинному обучению. Программы разрабатываются с учетом специфики компании-заказчика