Медиа ждут молодых: как устроиться на первую работу
Автор: Влада Баянкина и Никита Литвинов, стажеры-исследователи Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ специально для HSE.Daily
Московский медиафестиваль (ММФ) — ключевое событие в медиаиндустрии, которое ежегодно проходит в Москве. В 2024 году фестиваль проводится на территории ВДНХ. Он собрал ведущих экспертов, представителей крупных медиакомпаний, студентов и молодых специалистов. Участники и гости обсудили тренды и вызовы современной медиасферы, а также провели образовательную сессию, направленную на профессиональное развитие молодежи в креативных индустриях.
Зумеры в креативных индустриях
Главный редактор российского информационно-аналитического портала Sostav и модератор дискуссии Роман Бедретдинов обратил внимание на проблему кадрового голода в медиаиндустрии. По его словам, «численность креативного класса в России составляет 3,4 млн человек, а это всего 4,8% от общего числа занятого населения страны». В условиях нехватки специалистов компании активно ищут новые способы привлечения талантов.
Повышение привлекательности креативных индустрий и создание устойчивого поля возможностей для молодежи — стратегическая цель всех игроков рынка, поэтому нужно учитывать интересы и потребности молодых специалистов.
«Зумерам важно понимать, что именно они делают и какой вклад это вносит в их жизнь и в развитие компании», — подчеркивает директор по маркетинговым коммуникациям НИУ ВШЭ Анна Подпрятова. Чтобы успешно взаимодействовать с этим поколением, работодателям необходимо регулярно предоставлять обратную связь, выступать в роли наставников и строить взрослые отношения на равных, добавила она.
Однако на деле взаимодействие с зумерами может быть непростым: представители этого поколения часто сталкиваются с трудностями в общении с начальниками-миллениалами и болезненно реагируют на критику.
Тем не менее упорство и амбициозность зумеров — ценные качества для современной индустрии, уверена руководитель направления по найму молодежи в «Авито» Татьяна Семина. Компании, по ее словам, нуждаются в инициативных сотрудниках, способных предлагать идеи, а не просто выполнять задачи.
В ответ на вызовы отрасли работодатели активно создают возможности для студентов, начинающих карьеру в креативных индустриях. Директор по развитию бренда работодателя и внутренним коммуникациям в цифровой экосистеме МТС Наталья Белоусова уверена, что сегодня найти первую работу в этой сфере стало проще благодаря большому числу программ стажировок, зачастую оплачиваемых.
По ее словам, стажировки в МТС длятся 6 месяцев, после чего большая часть стажеров имеет возможность перейти на работу в штат. «Наша цель в МТС — искать классных ребят, растить их и оставлять с нами. У нас есть отдельная программа для менеджеров и руководителей. После прохождения стажировки они устраиваются на позицию сразу руководителя проекта», — сказала Наталья Белоусова.
Директор по персоналу «Сбермаркетинга» Надежда Козлова отметила, что ее компания также активно привлекает студентов: программы стажировки в «Сбермаркетинге» длятся 6 месяцев и включают обучение в специализированных школах, где готовят продюсеров, копирайтеров и дизайнеров.
Для того чтобы получить первую работу, молодому специалисту необязательно иметь большой опыт — гораздо важнее уметь себя презентовать и показать искренний интерес. Молодых специалистов часто нанимают без опыта, если видят их страсть к работе в компании и желание учиться новому, отметила директор по персоналу BBDO Group Анна Сысина.
«Учитесь коммуникациям»: составить идеальное резюме и пройти собеседование
Хорошее резюме — всегда короткое и информативное. Надежда Козлова обратила внимание, что в резюме важно акцентировать внимание не на обязанностях на прошлом месте работы, а на том, какие качественные изменения кандидат смог привнести в процессы действующей команды. «Это помогает работодателю лучше понять ценность специалиста и его вклад в развитие бизнеса», — пояснила она.
Для специалистов в креативных индустриях, таких как маркетологи и дизайнеры, ключевую роль играет портфолио, подчеркивает Наталья Белоусова. Именно оно может лучше всего продемонстрировать навыки и успехи кандидата.
Говоря о собеседовании при трудоустройстве, участники дискуссии сошлись во мнении, что здесь важна правильная подготовка: стоит заранее уточнить, с кем именно будет встреча, чтобы подготовиться как можно лучше.
Надежда Козлова отметила, что во время интервью важно уметь рассказать о своем опыте и достижениях на предыдущих местах работы или в студенческих проектах. «Не стоит приукрашивать факты. Честность всегда ценится выше, чем попытка произвести ложное впечатление», — добавила она.
Татьяна Семина добавила, что если собеседование проходит дистанционно, то важно создать комфортные условия: позаботиться о том, чтобы ничего не отвлекало и было легко сосредоточиться на разговоре, который может привести к заветному офферу.
На собеседовании кандидата могут попросить выделить его софт-скилы, или мягкие навыки, — это навыки межличностного общения, умение адаптироваться к изменениям и работать в команде.
Анна Подпрятова отметила, что важно не только демонстрировать свои достижения, но и уметь четко и лаконично донести свою ценность как специалиста. «Коллеги, учитесь коммуникациям! Умение кратко и уверенно представить себя, рассказать, кто ты и чем занимаешься, — это ключевой навык», — подчеркнула она. По ее словам, профессиональные навыки могут со временем устареть, а вот умение общаться, адаптироваться и работать в команде остается актуальным всегда. Именно поэтому работники с развитыми коммуникативными и межличностными навыками особенно ценятся на рынке труда даже сразу после выпуска из вуза.
Сформировать лояльность
Лояльность сотрудников не ограничивается социальным пакетом и высокой заработной платой, важным фактором является свобода выражения идей, отмечает Анна Сысина. «Для сотрудника важно ощущение, что, если он захочет что-то изменить, он может сделать это безопасно и его идеи будут восприняты положительно», — говорит она.
Наталья Белоусова добавляет, что значение имеет также взаимодействие с руководством и условия работы в команде: «Мы много инвестируем в лидеров, которые создают атмосферу в команде и обеспечивают комфортные условия. Важно, чтобы сотрудники не уходили в другое место из-за некачественного руководства».
В конце мероприятия несколько студентов презентовали себя и свои достижения, а спикеры оценивали их выступления и давали советы по улучшению самопрезентации. Например, студентка Анастасия из Иркутска представила себя как ивент-менеджера фестивалей.