We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

109028, Moscow
Pokrovsky blvd. 11,
Room S-527
Phone: (495) 772-95-99 ext.27502, 27503, 27498

Administration
Department Head Svetlana B. Avdasheva
Deputy Department Head Liudmila S. Zasimova
Manager Maxim Shevelev
Book
Academic Star Wars: Excellence Initiatives in Global Perspective
In press

Yudkevich Maria, Altbach P. G., Salmi J.

Cambridge: MIT Press, 2023.

Book chapter
Science or industry: Improving the quality of the Russian higher education system

Panova A., Slepyh V.

In bk.: Vocation, Technology & Education. Vol. 1. Iss. 4. Shenzhen Polytechnic University, 2024.

Working paper
Living Standards in the USSR during the Interwar Period

Voskoboynikov I.

Economics/EC. WP BRP. Высшая школа экономики, 2023. No. 264.

Contacts

109028, Moscow
Pokrovsky blvd. 11,
Room S-527
Phone: (495) 772-95-99 ext.27502, 27503, 27498

Administration
Department Head Svetlana B. Avdasheva
Deputy Department Head Liudmila S. Zasimova
Manager Maxim Shevelev

Russian Economy

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Type:
Elective course
When:
1 year, 3 module

Instructors

Orlova, Yulia

Orlova, Yulia

Программа дисциплины

Аннотация

Курс представляет собой МООС на онлайн-платформе НИУ ВШЭ - https://online.hse.ru/showcase/economy/russian-economy_full_course. Настоящая дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:  История экономических учений;  Математическая статистика;  Микроэкономика;  Макроэкономика. Целями освоения дисциплины «Российская экономика» являются:  дать представления о современном состоянии российской экономики;  сформировать комплексное восприятие процесса исторического развития российской экономики и общества.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Российская экономика» являются: - дать представления о современном состоянии российской экономики; - сформировать комплексное восприятие процесса исторического развития российской экономики и общества. Выполнение поставленных целей требует соответствующих исторических экскурсов для систематизации факторов определяющих логику социально-экономического развития страны на разных его этапах, что позволит продемонстрировать преемственность проблем российской экономики в условиях различных экономических систем.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Формирование у слушателей понимания комплексности принимаемых решений на уровне государственной политики, необходимости оценки последствий регулирующих воздействий на социально-экономическую систему.
  • Понимание слушателями тех объективных и субъективных факторов, которые предопределили необходимость отказа от плановой системы и перехода к рынку, причин выбора конкретной модели проведения рыночных реформ.
  • Получение знаний о причинах и масштабах структурных и социальных изменений в период трансформационного спада и их влияния на тенденции экономического развития России
  • Знания о современном уровне социально-экономического развития России, как в абсолютных, так и в относительных показателях, включая место России в различных международных рейтингах
  • Знание о месте России в мировой экономике, ее специализации и связанных с этим проблемах для экономического роста
  • Знание основных показателей бедности и неравенства,в России, особенностей российского среднего класса
  • Знание основных проблем в области здравоохранения, взаимосвязи между развитием этой сферы и экономическим развитием, смысла проводимых реформ и их возможных последствиях.
  • Знание основных проблем в области образования, взаимосвязи между образованием и проблемой социальной и экономической структуры, об основных моделях реформирования системы образования, их возможных последствиях.
  • Знание основных проблем в области обеспечения качества жизни населения, включая обеспеченность жильем и социальной инфраструктурой, представления об альтернативных моделях развития градостроительства и формирования рынка жилья..
  • Получение слушателями представлений об исторических особенностях формирования экономики России, об "эффектах колеи" в части территориального развития, развития инфраструктуры, формирования институтов.
  • Знания о причинах и механизмов формирования экономических дисбалансов в условиях плановой экономики и падение конкурентоспособности национальной экономики.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Переход от планово-административной системы к рыночной экономике
    Рассматриваются причины и механизмы развития экономических дисбалансов и социальных противоречий в период позднего СССР, объективные предпосылки к отказу от плановой системы хозяйства, существовавшие альтернативные подходы к модернизации экономики. Особое внимание уделено программам рыночных реформ начала 90-х годов прошлого века , положительным и отрицательным экстерналиям либерализации торговли, приватизации государственной собственности и т.д. Тема затрагивает два основных периода: период трансформационного спада, завершившегося кризисом 1998 г., и период восстановительного роста (1999-2008), вклюючая кризис 2009г.
  • Экономическая история России
    В рамках данной темы слушателям лаются базовые факты из экономической истории России и особенности социально-экономического развития в период перехода к индустриальной экономике в рамках Российской империи (начиная с середины ХIX века) и в Советский период (1917-1990 гг.). Основной фокус лекций и семинарских занятий сделан на описания географических, исторических и институциональных факторов, формировавших экономическую структуру в эти периоды и влияющих на особенности построения в России рыночной экономики.
  • Современное состояние и тенденции в развитии экономики России
    Рассматриваются вопросы позиционирования России в мировой экономики, включая общий уровень экономического и социального развития, место и роль в мировой торговле. Тема включает также обсуждение таких проблем как механизмы и модели экономического роста, структуры экономики и роль структурных сдвигов в экономическом развитии, а также проблемы развития основных секторов экономики России, включая нефте-газовый сектор, обрабатывающую промышленности, сельской хозяйство и др.
  • Актуальные проблемы экономики России и альтернативные пути их решения
    Лекции и семинары в рамках темы посвящены проблематике поиска новой модели экономического роста, актуальным институциональным и экономическим вызовам для социально-экономического развития. Рассматриваются вопросы места и роли государства в современной экономике России, государственной экономической политики в условиях исчерпания прежних источников роста, нарастания геополитических противоречий.
  • Социальные проблемы и экономический рост
    Рассмотрены проблемы социальной структуры российского общества, вопросы социального неравенства, бедности, основные демографические тенденции. Основной акцент сделан на обсуждении основных характеристик, тенденции и проблемы в формировании человеческого капитала (здравоохранение, образование и др.), а также на обсуждении прошедших и/или обсуждаемых реформ в части социального развития. Обсуждение в рамках лекций и семинарских занятий сфокусировано на взаимосвязи процессов социального и экономического развития.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Оценка за прохождение онлайн-тестов по лекциям 1-16
    Максимальное количество прохождений каждого из предложенных тестов в онлайн курсе ограничено двумя попытками. В итоговой оценке за онлайн курс учитываются последние из полученных оценок за каждый из предложенных тестов. Оценка за курс – округленное по арифметическим правилам частное от деления оценки за прохождение онлайн-курса «Российская экономика» на 10.
  • неблокирующий Оценка за прохождение онлайн-тестов по лекциям 17-32
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    Оценка за курс – округленное по арифметическим правилам частное от деления оценки за прохождение онлайн-курса «Российская экономика» на 10
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Российская экономика: истоки и панорама рыночных реформ : курс лекций, Ясин, Е. Г., 2002
  • Российская экономика. Кн.2: Настоящее и перспективы после реформ, , 2019