We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

109028, Moscow
Pokrovsky blvd. 11,
Room S-527
Phone: (495) 772-95-99 ext.27502, 27503, 27498

Administration
Department Head Svetlana B. Avdasheva
Deputy Department Head Liudmila S. Zasimova
Manager Maxim Shevelev
Book
Academic Star Wars: Excellence Initiatives in Global Perspective
In press

Yudkevich Maria, Altbach P. G., Salmi J.

Cambridge: MIT Press, 2023.

Book chapter
Science or industry: Improving the quality of the Russian higher education system

Panova A., Slepyh V.

In bk.: Vocation, Technology & Education. Vol. 1. Iss. 4. Shenzhen Polytechnic University, 2024.

Working paper
Living Standards in the USSR during the Interwar Period

Voskoboynikov I.

Economics/EC. WP BRP. Высшая школа экономики, 2023. No. 264.

Contacts

109028, Moscow
Pokrovsky blvd. 11,
Room S-527
Phone: (495) 772-95-99 ext.27502, 27503, 27498

Administration
Department Head Svetlana B. Avdasheva
Deputy Department Head Liudmila S. Zasimova
Manager Maxim Shevelev

Institutional Economics

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Type:
Compulsory course
When:
3 year, 3, 4 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавров по направлению 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление», изучающих дисциплину Институциональная экономика.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов развернутого представления о текущем развитии новой институциональной теории, основных инструментов и подходов.
  • Развитие компетенций, позволяющих использовать соответствующий инструментарий для решения практических проблем.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает и различает режимы прав собственности.
  • Знает классификацию трансакционных издержек Милгрома-Робертса.
  • Знает классификацию трансакционных издержек Норта-Эггертссона.
  • Знает определение и виды трансакций.
  • Знает основные гипотезы о взаимосвязи между институтами и экономическим ростом.
  • Знает основные понятия теории прав собственности.
  • Знает основные принципы экономической теории контрактов.
  • Знает основные экономические подходы к анализу фирмы.
  • Знает понятие и основные типы специфичности активов.
  • Знает понятие институциональной ловушки, причины ее возникновения.
  • Знает понятие ограниченной рациональности.
  • Знает правила координации, кооперации, перераспределения.
  • Знает предпосылки новой институциональной экономики.
  • Знает различные подходы к анализу государства в институциональной теории.
  • Понимает концепцию внешних эффектов и теорему Коуза.
  • Понимает концепцию зависимости от предыдущего пути развития.
  • Понимает концепцию остаточных прав.
  • Понимает основные принципы теории агентских отношений.
  • Понимает основные принципы теории неполных контрактов.
  • Понимает подход Уильямсона к управлению трансакциями.
  • Понимает различия между основными организационно-правовыми формами и принципы распределения остаточных прав.
  • Понимает эксплуататорские теории государства.
  • Умеет применять теорию агентских отношений к анализу государства.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в институциональный анализ
  • Институты в экономическом анализе
  • Теория трансакционных издержек
  • Теория контрактов
  • Теория прав собственности
  • Теория фирмы
  • Теория государства
  • Институты и институциональные изменения
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад
    Студентам выставляется отдельно оценка за работу на семинаре – устную презентацию статьи и организацию дискуссии, в совокупности с оценкой за самостоятельные работы по докладам. На основе средневзвешенной величины выставляется итоговая оценка за доклад. В оценке устной части доклада учитывается способность студентов наглядно представить материал на слайдах, способность уложиться в отведенное время, адекватность раскрытия цели статьи и позиции автора, соответствие подобранного кейса теории рассматриваемой в статье, ответы на вопросы оппонента как самих докладчиков, так и аудитории. В оценке устной части оппонирования учитывается способность оппонента выделить слабые места в статье, умение организовать дискуссию, способность задать понятный вопрос по существу. При оценивании письменной версии доклада акцент делается на умение раскрыть основную идею статьи в краткой форме (предполагается, что работа не должна превышать 4 страниц), на логичность повествования, на обоснованность сделанных утверждений. За пересказ или дословный перевод статьи ставится оценка 0 баллов. При оценивании письменной версии оппонирования основной акцент делается на способность выделить в статье наиболее сомнительные места и способность обосновать свою точку зрения, почему те или иные утверждения автора статьи являются спорными.
  • неблокирующий Миниконтрольная работа
    Написанная самостоятельная (миниконтрольная) работа оценивается по 10-балльной шкале. При этом при выставлении оценки учитывается как соответствующие теме теоретические знания, так и то, насколько студенту удалось использовать теоретический инструментарий для анализа ситуации.
  • неблокирующий Исследовательская работа
    Работа над рефератом (исследовательской работой) закрепляет навыки, накопленные в ходе изучения курса, написания миниконтрольных работ и подготовки докладов. Написание реферата вырабатывает у студентов навыки, которые необходимы для написания самостоятельных исследовательских работ (например, выпускных квалификационных работ, магистерских диссертаций). В процессе выполнения исследовательской работы студенты применяют инструменты институциональной теории к моделированию и анализу конкретных экономических феноменов. Темы рефератов формулируются таким образом, чтобы задать студенту широкие рамки, в которых он должен поставить конкретный исследовательский вопрос (сформулировать узкую тему) и на него в работе дать ответ.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Письменная работа 120 минут
  • неблокирующий Экзамен
    Письменный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.225 * Контрольная работа + 0.15 * Миниконтрольная работа + 0.25 * Экзамен + 0.225 * Исследовательская работа + 0.15 * Доклад
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Институты, институциональные изменения и функционирование экономики, Норт, Д., 1997
  • Курс институциональной экономики : институты, сети, трансакционные издержки, контракты: учебник для вузов, Кузьминов, Я. И., 2006
  • Экономическое поведение и институты, Эггертссон, Т., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • ПОЛТЕРОВИЧ В.М. (1998). Институциональные Ловушки - Результат Неверной Стратегии Реформ. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2B5C49BC

Авторы

  • Прахов Илья Аркадьевич