We use cookies in order to improve the quality and usability of the HSE website. More information about the use of cookies is available here, and the regulations on processing personal data can be found here. By continuing to use the site, you hereby confirm that you have been informed of the use of cookies by the HSE website and agree with our rules for processing personal data. You may disable cookies in your browser settings.

  • A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Contacts

109028, Moscow
Pokrovsky blvd. 11,
Room S-527
Phone: (495) 772-95-99 ext.27502, 27503, 27498

Administration
Department Head Svetlana B. Avdasheva
Deputy Department Head Liudmila S. Zasimova
Manager Maxim Shevelev
Book
Academic Star Wars: Excellence Initiatives in Global Perspective
In press

Yudkevich Maria, Altbach P. G., Salmi J.

Cambridge: MIT Press, 2023.

Article
The Impact of Carbon Tax and Research Subsidies on Economic Growth in Japan

Besstremyannaya G., Dasher R., Golovan S.

HSE Economic Journal. 2025. Vol. 29. No. 1. P. 72-102.

Book chapter
Science or industry: Improving the quality of the Russian higher education system

Panova A., Slepyh V.

In bk.: Vocation, Technology & Education. Vol. 1. Iss. 4. Shenzhen Polytechnic University, 2024.

Working paper
Living Standards in the USSR during the Interwar Period

Voskoboynikov I.

Economics/EC. WP BRP. Высшая школа экономики, 2023. No. 264.

Contacts

109028, Moscow
Pokrovsky blvd. 11,
Room S-527
Phone: (495) 772-95-99 ext.27502, 27503, 27498

Administration
Department Head Svetlana B. Avdasheva
Deputy Department Head Liudmila S. Zasimova
Manager Maxim Shevelev

Society Stratification and Social Policy

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Type:
Elective course
When:
4 year, 3 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Курс нацелен на формирование у студентов общего представления о социальном устройстве общества и социальной политике для грамотного освещения актуальных социально-экономических событий и анализа открытых данных. В результате освоения дисциплины студент понимает, как структурированы современные общества в целом и российское в частности; знаком с теоретико-методологическими подходами в анализе ключевых социально-экономических проблем, в том числе с учетом специфики конкретного общества; имеет общее представление об инструментах социальной политики и многообразии их конфигурации; а также имеет базовые навыки корректного отражения социально-экономической реальности и инструментов управления ею в медиа-среде. По итогам прохождения курса у студентов складывается понимание того, что современная социальная политика является мощным механизмом управления обществом, в том числе социальными неравенствами и структурами в нем, и специфики работы соответствующих инструментов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов общего представления о социальном устройстве общества и социальной политике для грамотного освещения актуальных социально-экономических событий и анализа открытых данных.
  • Формирование представления о социальной структуре российского общества, об основных методологических подходах и понятийном аппарате анализа социальной структуры общества в целом.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способен аргументированно обосновать, к какой из базовых стратификационных систем тяготеет стратификационная система современной России
  • Способен идентифицировать актуальные для конкретного общества функции социальной политики в зависимости от этапа развития и характеристик трансформационных процессов
  • Способен назвать и обосновать различия, заложенные в основе базовых стратификационных систем, классифицировать тот или иной тип общества
  • Способен обоснованно определять совокупность субъектов и объектов социальной политики при решении обозначенной социальной проблемы, ее специфики в зависмости от территориальной специфики
  • Способен описать социальную политику через совокупность разнотипных инструментов;
  • Способен описывать логику изменений социальной политики для заданного контекста, определять специфику и классифицировать тип социальной политики
  • Способен охарактеризовать основные этапы общественного развития, связать их с концепцией модернизации
  • Способен привести примеры взаимообусловленности и взаимозависимости мер отраслевых социальных политик.
  • Способен проинтерпретировать данные по исследованию социальной структуры общества, полученные из различных типов источников, включая ключевые статистические базы данных (Росстата, Всемирного Банка и пр.), российские и зарубежные эмпирические исследования.
  • Способен указать некорректность кампании по освещению социальной проблемы/ меры социальной политики в материалах, опубликованных в средствах массовой информации (на примере разобранных в ходе курса феноменов)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общество как развивающаяся система.
  • Неравенства и социальная стратификация.
  • Основные социальные индикаторы состояния общества.
  • Социальная политика как инструмент его устойчивого социально-экономического развития.
  • Отраслевые социальные политики.
  • Освещение социальных проблем и социальной политики в средствах массовой информации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
    Активность на семинарских занятиях представляет собой высказывание комментариев и суждений по изучаемым темам, а также выполнение домашних заданий к семинарам в течение всего курса.
  • неблокирующий Творческая работа
    Творческая работа представляет собой написание текста новостного сюжета по одной из социальных проблем/ мере.
  • неблокирующий Экзаменационная работа
    Экзаменационная работа выполняется в конце курса в присутствии преподавателя, онлайн (в системе SMART LMS, опция " тесты") и представляет собой ответ на открытые и закрытые тестовые вопросы (задания). Задания для экзаменационной работы составляются с учетом материала, пройденного как на лекционных, так и на семинарских занятиях, самостоятельно согласно плану.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0.25 * Творческая работа + 0.4 * Экзаменационная работа + 0.35 * Работа на семинарских занятиях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Два века социальной политики, Сидорина, Т. Ю., 2005
  • Информационные технологии управления : учеб. пособие для вузов, Титоренко, Г. А., 2008
  • Социология : учебник для вузов, Фролов, С. С., 2003

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Государственная социальная политика и стратегии выживания домохозяйств, Давыдова, Н. М., 2003
  • Информационная эпоха : экономика, общество и культура, Кастельс (Кастеллс), М., 2000
  • История и теория социальной политики : учеб. пособие для вузов, Сидорина, Т. Ю., 2010
  • Обзор социальной политики в России. Начало 2000-х, Зубаревич, Н. В., 2007
  • Социальная структура России: теории и реальность, Тихонова, Н. Е., 2014
  • Хрестоматия по курсу "Социальная структура и социальная стратификация". Ч.1: ., , 1997
  • Хрестоматия по курсу "Социальная структура и социальная стратификация". Ч.2: ., , 1997

Авторы

  • Слободенюк Екатерина Дмитриевна
  • Лежнина Юлия Павловна