• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Людям, которые хорошо работают с с цифрами, необходимо развивать свой эмоциональный интеллект"

Как финансовые менеджеры могут помочь в разработке товаров и услуг? Как может повлиять смерть генерального директора на инвестиционные решения? Почему наше восприятие места и времени меняется? Профессор Жан-Малик Дюма из Тилбургского Университета обсуждает эти и другие вопросы в интервью с Пресс-службой НИУ ВШЭ. Профессор Дюма посетил Факультет экономических наук ВШЭ в рамках программы Erasmus + для преподавания электива по финансам для студентов магистерской программы «Стратегическое управление финансами фирмы».

"Людям, которые хорошо работают с с цифрами, необходимо развивать свой эмоциональный интеллект"

Photo by Evgueniy Voynilo

Мой профиль - управление и финансы. 12 лет назад я был начинающим профессором по управленческому учету, и я понял, что многие студенты в области финансов хорошо понимают цифры, но порой им не хватает знаний о том, как достичь определенных показателей. Если вам нужно уменьшить затраты или управлять ими, вы должны понимать, как это происходит в точности - не просто на бумаге, а то, как вы действительно можете сделать свой продукт дешевле в производстве. Я собрал ряд методов, некоторые из которых относятся к управленческому учету, некоторые – к управлению операциями, третьи – к стратегическиму управлению. В целом, это дает представление о процессе, который вы могли бы использовать как ориентир для повышения производительности в организации.

 

Думать об издержках или обсуждать их сами по себе - бессмысленно. Всегда необходимо смотреть ещё и на получаемую ценность, не только на сами затраты. Никто не принимает решений, основываясь только на них

Я бы сказал, что в курсе есть одна основная идея: думать об издержках или обсуждать их сами по себе - не имеет смысла, поскольку всегда необходимо учитывать ещё и получаемую ценность. Никто не станет принимать решение, основываясь только на затратах. Такой взгляд является очень поверхностным, и моя цель - привести студентов к пониманию того, чего вы не найдете на многих других курсах: как люди воспринимают ценность, что нужно для того, чтобы сделать товар ценным?

Вот что происходит в течение последних двадцати лет : в многонациональных корпорациях, которые обладают достаточными амбициями для расширения по всему миру, люди вынуждены работать в группах. Если несколько лет назад когда нам бы понадобилось разработать продукт, мы бы пригласили инженеров для работы над ним; тогда  как сейчас  мы бы собрали команду из инженеров по производству, бухгалтеров, маркетологов, финансистов и других. Поэтому так важно, чтобы в рамках каждого профильного обучения существовал своеобразный “мост”, который позволял бы общаться специалистам из разных областей. Для этой цели я и создал этот короткий курс.

На занятиях на ФЭН я также многому научился. Я вижу, что студенты ВШЭ очень заинтересованы в том, что изучают,  и, к тому же, интересны как студенты, поскольку имеют опыт и понимание дела. Но в некоторых моментах мне пришлось адаптироваться. Во-первых, метод, который я использую, больше используется для МБА, для людей с опытом. Здесь студентам  было бы привычнее, если бы я прочел двухчасовую лекцию, а потом провел экзамен по тому, что только что объяснил. Я верю, что это неплохо работает в бакалавриате, но для магистра этого уже недостаточно. Для большинства людей (кроме тех, что идут на PhD, что случается довольно редко), магистратура - последний шаг между обучением в университете и работой.

Невозможно не согласиться с тем, что главную роль в изучении чего-либо играет самостоятельный опыт. А здесь, как мне кажется, студенты к этому не привыкли. Они ждут от меня большее количество слайдов и лекций, в то время как, по моему мнению, моя работа заключается в том, чтобы я решил с ними кейс, и в конце мы вместе к чему-то пришли.

Здесь я уверенно могу назвать студентов очень зрелыми, а атмосферу очень приятной, но, в то же время, студенты не привыкли к работе в группе. Способности студентов очень высоки - они могут решить любую возникающую проблему (именно поэтому в России вы ищете людей с высшим образованием), даже если не сталкивались с ней на занятиях. Я абсолютно уверен, что они смогут это сделать, но на данном этапе им просто не хватает практики.

 

Человеческий фактор в Финансах

Каждый раз, когда происходит кризис или ошибка в финансовых моделях, это, на удивление, вина очень умных людей, способных строить сложные финансовые модели. Виной каждому сбою в больших финансовых системах служит человеческий фактор.Так, однажды во французском банке Societe Generale произошел скандал,  когда один из трейдеров сделал огромную ставку и компания потеряла около 5 миллиардов. В какой-то момент люди теряют контроль над реальностью; более того, когда что-либо начинает ухудшаться, срабатывает эффект домино.

Каждый раз, когда я обсуждаю с кем-либо кризисы здесь, в России, я вижу, что человеческий фактор не рассматривается как что-то важное. Это, пожалуй, наследие советских времен (у меня множество друзей из России и приграничных государств, и это верно не только для России, но  для нее в частности). К сожалению, я не заметил, чтобы многие компании старались обучить своих людей, помочь им расти и становиться лидерами.

 

Каждый раз, когда происходит кризис или ошибка в финансовых моделях, это, на удивление, вина очень умных людей, способных строить сложные финансовые модели. Виной каждому сбою в больших финансовых системах служит человек

Экономист Джон Робертс написал книгу о возрождении БиПи несколько лет назад. Вы понимаете, что, безусловно, существуют некие бизнес-идеи, которые являются успешными - и вы находите хороших клиентов, способы их обслуживать и так далее. Но они успешны также и потому, что компании были способны осуществить взаимодействие между лидерами и создать рабочую группу внутри себя. Многие курсы по управлению персоналом кажутся излишне наивными из-за формулировок вроде “мы все одинаково хороши”. Однако решения принимаются конкретными людьми. Поэтому каждый раз, когда игнорируется человеческий фактор, долгосрочные последствия неизбежны.

В рамках каждого финансового обучения должна быть часть, посвященная человеческому фактору. Это, отнюдь, не должно являться основной частью курса, но людям, которые хороши в работе с цифрами, необходимо развивать эмоциональный интеллект. Вы можете просто сидеть и ждать, пока это  произойдет, а можете внедрить в курс групповую работу и изучение конкретных ситуаций, включающих финансовые и человеческие факторы, чтобы люди узнавали об этом и самосовершенствовались.

Меня очень привлекает изучение необъяснённых аспектов человеческого фактора. Я написал диссертацию по теме “Поведенческая стратегия”, пытаясь понять основные причины, влияющие на решения, принимаемые в компаниях, используя социологию и психологию. Одна из центральных тем заключалась в том, как наше восприятие времени влияет на принимаемые нами решения. В основной части своей работы я рассматривал публичные компании на фондовом рынке США, огромные корпорации. Я смотрел, что происходит, когда в этих корпорациях умирает кто-то из топ-менеджмента. Я построил теорию на том, что у когда у людей (как и у любого животного) есть все, необходимое для физического выживания, возникает необходимость символического выживания, и  перенёс эту идею в контекст бизнеса. Вы хотите иметь наследие, хотите быть известными за что-то хорошее. Это означает, что вы желаете, чтобы память о вас сохранилась во времени. В своей диссертации я показал, что когда в фирме умирает кто-либо из топ-менеджмента, есть влияние топ-менеджмент компании: они вдруг осознают, что жизнь не бесконечна. И в этих фирмах, на короткое время после этого происшествия, инвестиции смещаются в сторону более долгосрочных. Люди хотят оставить след в фирме в долгосрочной перспективе. Например, компания начинает внезапно инвестировать в большие здания. Когда Стив Джобс знал, что болен, в Apple была атмосфера, когда близкие люди, принимающие решения в фирме, понимали, что происходит что-то (плохое), и инвестировали в недвижимость - они построили огромную штаб-квартиру и так далее. 

Когда в фирме умирает кто-либо из топ-менеджмента, это влияет на руководство компании: они вдруг осознают, что жизнь не бесконечна. И в этих фирмах, на короткое время после этого происшествия, инвестиции смещаются в сторону более долгосрочных

Что интересно - когда человеческий фактор отражается на принятии решения в бизнесе – сами люди могут  не полностью осознавать это. В примере, который я привел, топ менеджмент на самом деле не понимал, что на их смещение к долгосрочному планированию влияло произошедшее. Но это происходит, потому что они люди.

Влияние технологий

Технологии оказывают непосредственное влияние на жизнь человека. Мы используем технологии и инновации потому что получаем что-либо полезное, но нередко даже не замечаем полноты их воздействия. Сейчас в Тилбурге мы работаем над образовательной лабораторией, в которой сможем проводить эксперименты по совершенствованию определенных  технологий. Необязательно только с точки зрения технологии, но и с точки зрения преподавания, восприятия, передачи знаний студентам. Я разрабатываю исследовательские протоколы по ключевым вопросам обучения. Например, сейчас я думаю о написании протокола для понимания недостатков и преимуществ анонимности и идентифицированности в рамках курса: в каких ситуациях это необходимо, и как технологии в этом помогают. Когда мы находимся в классе, я могу видеть вас, или наоборот, не видеть. Если я вас вижу, или парень, сидящий рядом, вас видит, то, определенно, это имеет некоторый эффект. Например, я создаю курс, который мне очень интересен, и я хочу, чтобы студенты активно участвовали, но они не хотят что-либо говорить из-за опасения показаться смешными перед остальными. Я стараюсь точно определить, при каких обстоятельствах необходимы анонимность, или, напротив, идентифицированность; как технологии могут помочь в организации дистанционных курсов, но с взаимодействием между студентами и преподавателем, и как совместить это вместе наилучшим образом.

Некоторые исследования по психологии уже доказывают-  утверждение о том, что люди имеют способность многозадачности - миф. Если вы думаете, что делаете несколько вещей одновременно - вы переключаетесь. И каждый раз, когда вы переключаетесь с одного занятия на другое - вы что-то упускаете

 

Образование стремительно развивается благодаря технологиям. Сейчас наше восприятие места очень изменилось, поскольку есть возможность заниматься самыми разными вещами в самый разных местах. Также это влияет на наше восприятие времени.

Вот что происходит с большинством студентов, когда вы смотрите на их работу над проектом: они работают 5 минут в метро, 10 минут дома и час с коллегами в аудитории. Технологии дарят нам мобильность. Тем не менее, необходимо больше исследований, чтобы удостовериться, что результат такого обучения такой же, как и в классе. Некоторые исследования по психологии уже доказывают: мультизадачность у людей - миф. Если вы думаете, что делаете несколько вещей одновременно - вы переключаетесь. И каждый раз, когда вы переключаетесь с одного занятия на другое - вы что-то упускаете. Общество, бизнес и люди в отдельности все более существенно ощущают это влияние.

Несколько лет назад у меня был студент, который занимался исследованиями, и он показывал эффект, который назвал “социальным джетлагом”. Тот факт, что вы можете работать в любой момент, поскольку имеете смартфон, получать электронные письма и так далее, может отдалить вас от вашей семьи и друзей. “Социальный джетлаг”  может оказать влияние и на здоровье. Это вовсе не открытие. Во Франции принят новый закон (хотя для его реализации понадобится некоторое время), в котором говорится, что компании должны убедиться, что вы не получаете рабочих писем в нерабочее время. Они отложат письма в пятничный вечер, и вы получите их в понедельник.

Большинство наших студентов выросли в окружении технологий. У них был планшет или другой гаджет с раннего возраста. Мы считаем само собой разумеющимся, что все люди знают, как использовать технологии. Но я получаю много писем от студентов, и подумываю о том, что было бы не лишним сделать курс по написанию электронных писем. У меня около 1000 студентов каждый год, от которых я получаю несчетное количество писем. Они пишут “Это я”, будто бы я знаю, кто это пишет, и “Когда вы планируете это изменить?, будто бы я знаю, о каком курсе идет речь. Это означает, что они знают, как нажимать клавиши на клавиатуре, но не умеют правильно это использовать.

Люди не знают, как сфокусироваться и избежать нарушения их деятельности из-за технологий. Таким образом, предстоит много изучить о том, как сделать технологии своим “рабом”, не став рабом технологий на индивидуальном уровне, в институтах и обществе. Дело не в противостоянии изменениям, но в том, чтобы сделать их эффективными для всех. И здесь крайне важно, чтобы исследовательские институты играли ведущую роль, поскольку мы обладаем средствами для анализа того, что происходит в обществе, как это влияет на бизнес, и как сделать процесс более эффективным.

У исследователей есть полномочия изучать влияние технологий на всех уровнях. Для достижения успеха, учёт человеческого фактора должен стать центральным руководящим принципом для адаптации наших правили практик. Это сделает технологии полезными для развития людей, бизнеса и общества.