• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Шоплифтинг в России: факторы и экономические последствия

Никита Андреев, выпускник бакалаврской программы Экономика 2017 в своей дипломной работе исследует относительно новый феномен для России - магазинное воровство. Работа получила оценку "отлично" - 9

Руководитель дипломной работы - профессор департамента прикладной экономики Шабанова Марина Андриановна

"В дипломной работе я исследовал причины возникновения шоплифтинга (магазинного воровства) в России.  Я выбрал данную тему, так как, по моему мнению, она является очень актуальной как с практической, так и с научной точки зрения. Проблема магазинного воровства ежегодно наносит существенный вред экономике России: совокупные затраты (как непосредственно от самих краж, так и расходы на средства защиты от них) составляют 168 млрд. руб., что сопоставимо с совокупными расходами бюджета РФ в 2017 г. на ЖКХ и охрану окружающей среды.Также отмечу, что исследование подобного рода является первым в России. Вместе с моим научным руководителем я планирую и дальше работать над этой темой. Очень хотелось бы разработать эффективную в рамках нашей страны стратегию, которая бы позволила изменить сложившееся о шоплифтинге мнение и тем самым снизить количество магазинных краж.Основные причины возникновения магазинного воровства могут существенно отличаться в разных странах в зависимости от социокультурных, экономический и политических особенностей каждого отдельно взятого региона. Россия в этом плане не является исключением. По моему мнению,  существуют две основные причины существования магазинного воровства в России (в особенности мелкого): 

1) фактическая общественная декриминализация магазинных краж - большинство опрошенных снисходительно относятся к данному явлению) 
2) твердая уверенность в безнаказанности за совершенное преступление - подавляющее большинство респондентов было убеждено в том, что в случае задержания у магазинных воров есть возможность договориться с сотрудниками магазина и избежать наказания по закону.

Идентификация этих причин и их дальнейшее исследование позволит эффективно противодействовать шоплифтингу, что приведет к снижению ущерба для экономики страны.Также, мне удалось установить ряд неожиданных взаимосвязей. Например, что люди, имеющие опыт совершения магазинных краж, оказались также больше вовлечены в волонтерскую деятельность, чем люди без подобного опыта."

Стремительное развитие современных торговых форматов в России в последние два десятилетия привело не только к повышению комфорта покупателей, но и к появлению новых типов оппортунистического поведения, одним из которых является воровство при самообслуживании, или шоплифтинг. Никита выявляет основные причины его развития – фактическую легитимность в глазах населения и отсутствие действенных механизмов по пресечению этой практики. Как результат, торговые компании несут большие потери от воровства. Рассмотрение шоплифтинга как формы неэтичного поведения содержательно обогащает сделанные автором выводы, которые интересны и для неоклассических экономистов, и для представителей социоэкономики, и для экономсоциологов. 

Исследование Никиты Андреева представляет большой интерес как с теоретической, так и с практической точек зрения. Однако к полученным результатам нужно относиться скорее как к материалу для выдвижения обоснованных гипотез, нежели как к завершенной работе. Эмпирическая база исследования, представляющая собой ответы нескольких сотен пользователей социальных сетей, имеет свои ограничения. Тем не менее, перед Никитой Андреевым открыты широкие горизонты для дальнейшей работы.

Маркин Максим Евгеньевич
Преподаватель Кафедры экономической социологии

 

 Абстракт работы:

В первой половине 20-го века с развитием розничной торговли, а именно - с появлением супермаркетов, одной из наиболее актуальных проблем стала проблема магазинного воровства, для обозначения которого стали употреблять специальное слово «shoplifting». В связи с ростом рынка розничных продаж, в России с начала 2000-х годов шоплифтинг стал приносить значительные убытки для владельцев магазинов. С 2014 по 2015 гг. ущерб от воровства в магазине составил 2,1 млрд. долл. (2-е по величине значение среди европейских стран) или 0,4% от выручки с продаж за период. При этом затраты на противодействие хищениям в магазине составили еще 3,5 млрд. долл.

Данная работа анализирует наиболее значимые факторы формирования феномена шоплифтинга в России и представляет рекомендации для эффективного ослабления проблемы магазинного воровства в России.