• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Магистратура СУФФ - по-настоящему международная программа»

Лусине Анахасян, студентка первого курса магистерской программы Стратегическое управление финансами фирмы, выпускница 2021 бакалаврской программы Экономика ФЭН НИУ ВШЭ, призер конкурса работ НИРС 2021, о своем первом семестре в англоязычной магистратуре факультета экономических наук

«Магистратура СУФФ - по-настоящему международная программа»

Лусине, расскажите поподробнее о Вашем призовом месте в конкурсе НИРС 2021

Сейчас я учусь на первом курсе магистратуры, параллельно прохожу стажировку в рамках программы ВТБ Юниор . Основная сфера моих научных интересов - влияние нефинансовых показателей на финансовые результаты фирмы. В этом же направлении была моя дипломная работа в бакалавриате под научным руководством  Анастасии Степановой в группе с Ириной Пеньковой и Евгением Варламовым (все студенты ОП «Экономика»), "CEO horizon and risk-taking behavior".

В дипломе мы ставили перед собой задачу проверить, есть ли в России проблема несоответствия горизонта планирования СЕО и горизонта компании.

В литературе есть исследования по развитым рынкам Европы, Азии, Америки, которые находили негативный эффект того, что у СЕО по определению меньше горизонт. Поэтому мы задались вопросом, есть ли такая проблема в России, влияет ли на проблему государственное участие в уставном капитале или наличие внешних/независимых директоров в совете директоров компании. Собрав базу данных по активно торгующимся российским компаниям, мы проверили влияние горизонта СЕО на общий уровень принимаемых компанией рисков, на отдельные рисковые активности (сделки M&A, капитальные вложения, инвестирование в КСО, вложения в НИОКР). Мы пришли к выводу, что значимое негативное влияние горизонт СЕО оказывает на общий уровень риска компании, а количество внешних директоров способно несколько нивелировать проблему. Возможно, значимого влияния на конкретные активности мы не нашли из-за того, что данных было мало, а влияние государственного участие и в литературе неоднозначное.

Эту работу мы отправили на конкурс НИРС и заняли 3 место в номинации по финансам для студентов магистратуры и выпускников 2021 года. У призеров конкурса НИРС есть определенные преимущества, но денежных призов не предусматривается. Из нематериального -  в процессе сбора данных по компаниям мы собрали небольшую базу, которую сможем, обогатив, использовать в последующих исследованиях, что для нас очень важно.

Посещение квеста от Палаты национальностей ВШЭ во время учебы в бакалавриате

Расскажите о Вашей учебе в магистратуре. Что программа предлагает для практического применения теории? Как это организовано? 

Учеба на СУФФ требует много усилий и времени, но зато это даёт возможность разобраться глубже в том, что изучала раньше, больше связать теорию с практикой, а также получить уникальный опыт взаимодействия с иностранными коллегами.

В основном, привязка к практике происходит через домашние задания: каждое из них -  мини-проект, где мы разбирали реальные компании в свете теории, которую изучали на лекциях. Например, на курсе " Advanced Corporate Finance " мы рассматривали решения компаний, находящихся на разных стадиях жизненного цикла. И такая практика довольно распространенная на СУФФ. Если же предмет более теоретический (как, например, макроэкономика), то преподаватели стараются рассматривать реальные кейсы (кризисы, примеры монетарной, фискальной политики каких-то стран, причины и последствия применения тех или иных инструментов).

Говоря о коллегах, я имею в виду своих одногруппников -- иностранных студентов. Поскольку я в осеннем семестре была в онлайн-группе, где преимущественно иностранные студенты, то все групповые работы я делала в команде с ребятами из разных стран. И это был интересный опыт, так как мы не только познакомились с представителями разных культур, но и своими разными подходами к работе, разным бэкграундом дополнили работы друг друга. 

Например, если у меня большее понимание российского рынка и российских компаний, то ребята лучше понимали свои рынки, и вместе мы могли сопоставлять компании из разных стран, чем и пользовались на проектах. Этим подходом мы пользовались, например, в упомянутом ранее курсе "Advanced corporate finance". В итоговой выборке, которую мы с ребятами рассматривали по разным направлениям были как российские, так и индийские и китайские компании. И эта часть мне нравилась больше всего, ведь эта уникальная возможность изучить рынок другой страны изнутри, посмотреть именно внутреннюю кухню, узнать больше не о всем известных ТНК, а о национальных гигантах (и не очень крупных компаниях), по которым трудно найти информацию из-за языковых барьеров. Ну и общение с ребятами было приятным: мы все еще только в начале нашего пути, у всех такой разный опыт, такие разные планы на будущее. Было интересно знакомиться, замечать какие-то схожести в привычках, в подходах к учебе.

Совместные проектные работы получились по-настоящему интернациональными, и от этого опыт невероятно интересным!

Ваша программа магистратуры преподается на английском языке. Как это реализовано? 

Что касается обучения на английском, то вся литература на английском, все лекции и семинары проходят на английском языке, который у наших преподавателей на высоком уровне. В принципе, здесь очень помог опыт бакалаврской программы Экономика - многие предметы 3-4 курса нам преподавали на английском, поэтому понимание основных терминов и опыт конспектирования остался с того времени. 

Но все-таки с математикой на английском немного непривычно, и тут очень выручает онлайн-формат: благодаря записям лекций всегда есть возможность вернуться и переслушать непонятные моменты. А также очень помогает опять же общение с иностранными одногруппниками: совместное обсуждение и попытки объяснить друг другу более простыми формулировками способствуют пониманию предмета, преподаваемого на английском.

Делаем домашнее задание по макроэкономике на СУФФ

Остается ли у Вас время на внеучебные активности? 

Из хобби - я очень люблю китайский язык и культуру, в своё время учила язык в Институте Конфуция при МГЛУ, ходила на факультатив по каллиграфии в ВШЭ. Сейчас, правда, пришлось ненадолго оставить занятия, но в планах продолжить.