• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Учеба в Вышке дает доступ к первоклассным экспертам

Выпускник бакалавриата и программы ФРФИ Владимир Здоровенин рассказывает про свою работу, учебу в аспирантуре, дальнейшие планы и дает совет нынешним студентам Вышки

Я закончил магистратуру Вышки летом 2007 года. Не дожидаясь выпуска, весной, я походил на собеседования  в полдюжины мест, получил предложения от двух работодателей - и понял, что меня не так уж тянет начинать "полноразмерную" карьеру: мне нравилась относительная свобода, которую давала моя специализация в магистерской программе Финансовые рынки и финансовые институты - Управление рисками и актуарные методы, нравилось учиться и было интересно попробовать что-нибудь новое. Поэтому я разослал заявки в магистратуру - замахиваться сразу на аспирантуру я не решился - в дюжину британских университетов, в том числе, по рекомендации моего вышкинского завкафедрой, в Рединг (Великобритания), где я в итоге задержался на несколько лет и закончил аспирантуру - да так и осел в Великобритании.

Изучая страховое дело и актуарные методы в Вышке, я глубоко сомневался, что мне удастся применить что-то из полученных знаний на практике, но, судьба распорядилась иначе: весь мой профессиональный опыт оказался сфокусирован на рынке страхования. После аспирантуры я работал в консалтинговой компании: занимался разработкой и внедрением программного обеспечения для статистического моделирования инвестиционного риска и достаточности экономического капитала страховых компаний; затем - в актуарном департаменте страховой группы; и наконец - в департаменте институциональных инвестиционных стратегий управляющей компании, где и работаю в настоящее время: мы с коллегами занимаемся разработкой и внедрением инвестиционных стратегий для страховых компаний в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе.

 

Про аспирантуру Рединга

В университете Рединга я провел в общей сложности пять лет: год в магистратуре и четыре года в аспирантуре. Из них три с половиной года я прожил в Лондоне: Рединг - не самый интересный город по сравнению с Москвой или даже с Лондоном, - потом около полугода проработал на полной ставке в ожидании защиты диссертации. По сравнению с Вышкой, магистратура бизнес-школы Рединга выглядела как летняя прогулка в парке Горького по сравнению с суворовским переходом через Альпы: программа была куда больше заточена на подготовку практиков финансового рынка, чем на глубокое знакомство с теоретическими основами и математическим аппаратом финансов как академической дисциплины; настольной литературой были материалы для подготовки к CFA, а не учебники Мас-Коллеля и Грина. Параллельно с учебой я успел поработать на паре консалтинговых проектов и интересно - насколько позволяли академическая стипендия и эпизодические гонорары консультанта - проводить время в Лондоне и окрестностях.

Впрочем, стоит отметить, что это была моя вторая магистратура по финансам и что университет Рединга - крепкий "середнячок" академических рейтингов, в то время как Вышка претендует - и, насколько я могу судить по уровню многих профессоров и студентов, небезосновательно - на более заметное положение в академическом ландшафте.

В своей диссертации я обратился к нескольким проблемам оптимального управления инвестиционным портфелем: как извлечь полезную информацию о риске финансовых активов из цен на производные инструменты (опционы) на эти активы? как лучше сформулировать полный и непротиворечивый вероятностный прогноз финансового рынка на основе субъективных оценок доходности и/или риска отдельных активов? как выглядит оптимальная стратегия управления инвестиционным портфелем на рынке с транзакционными издержками, когда ваш прогноз доходности финансовых активов меняется с ходом времени? В работе над этими вопросами меня заметно выручили знания, полученные на магистерских курсах Вышки по микроэкономике, эконометрике и теории финансовых рынков - не зря, получается, боролся в свое время с соблазном поспать вместо того, чтобы плестись на утренние пары; жаль, что зачастую лень брала надо мной верх.

Оглядываясь назад, мне понравилась моя аспирантура. Британские аспиранты проводят минимум времени за партой: моя учебная нагрузка состояла из спецкурса лекций по актуальным проблемам финансов и курса "введение в научно-исследовательскую работу", основной целью которого, кажется, было сделать аспирантам прививку от возможной депрессии, если эта самая работа начнет вдруг буксовать. Большую часть времени я проводил в независимом научном поиске (т.е. в прокрастинации). Степень этой независимости зависит от научного руководителя: я был практически целиком предоставлен самому себе и встречался со своим руководителем раз в пару недель (зачастую - за пинтой), в то время как некоторые мои товарищи получали от своих руководителей детальные планы, настоятельные рекомендации и жесткие дедлайны. Мне нравилась моя свобода, хотя временами, разумеется, накатывала хорошо знакомая студентам PhD паника, переходящая в уныние: время идет, а работа стоит. А еще мне понравилось преподавать, особенно те нечастые случаи, когда возникало ощущение, что удалось донести до студентов что-то более полезное и ценное, чем решение очередной домашки по корпоративным финансам.

 

Про карьеру

Для почти вечного студента, который и на последнем году аспирантуры имел довольно смутные представления о своих карьерных устремлениях, все пока кажется складывается неплохо: мне нравится моя работа, которая позволяет мне разрабатывать сложные модели и использовать продвинутые статистических методы для решения реальных проблем клиентов, нравится атмосфера bulge bracket, нравится, что время от времени доводится рассказывать менеджерам многомиллиардных инвестиционных портфелей страховых компаний о том, как им лучше распорядиться деньгами их страхователей и акционеров. Временами я не без зависти поглядываю на своих однокашников из Вышки, чья  карьера в Москве оказалась более головокружительной, чем моя в Лондоне, но отдаю себе отчет, что в российском финансовом секторе мои специализированные навыки не нашли бы большого применения - пусть я и мог бы забраться повыше по карьерной лестнице.

Как любой риск-менеджер, я не строю далеко идущих планов, в том числе и карьерных: случайность все равно внесет свои коррективы. В долгосрочной перспективе мне хотелось бы получить больший простор для самостоятельного принятия ответственных решений: работа в крупной организации с Уолл-стрит накладывает свои ограничения. Лет через 10 из меня, наверное, мог бы получиться годный CIO для какой-нибудь страховой или перестраховочной компании, желательно с офисом у моря где-нибудь на Бермудах или через дорогу от лыжного подъемника где-нибудь в Швейцарии - ну да время покажет!..

 

Про антиюбилей

Всегда пользуюсь возможностью встретиться с научным руководителем моей вышкинской диссертации, стараюсь не терять связи с однокашниками - но расстояния и занятость вносят свою лепту: к большому сожалению, о десятилетии своего выпуска я запоздало вспомнил за несколько дней до самой даты (а о 25-летии Вышки узнал из вопроса - не проворонить бы теперь 50-летие!..). Пару раз был на встрече выпускников Вышки разных лет в Лондоне: интересно было познакомиться и поболтать с новыми людьми. На последней встрече (из тех, где я присутствовал) было выпито рекордное количество коктейлей, до сих пор вспоминаю этот вечер с большой теплотой и с содроганием - следующее утро (к 8.00 за монитором на работе, как обычно).

Моя компания принимает на стажировки и на стартовые позиции выпускников со всего мира, и я стараюсь лоббировать студентов Вышки , когда их резюме попадаются мне на глаза. Всегда рад помочь советом и поделиться своим опытом со студентами и выпускниками, нацеленными на аспирантуру или работу в Европе, дать рецензию на магистерскую или кандидатскую диссертацию. По-моему, создание Вышка Family - это большой шаг для облегчения неформального взаимодействия между студентами и выпускниками, но кажется, не все в полной мере пользуются возможностями этой платформы.

 

Совет нынешним студентам

Из моего опыта, учить стоит все - даже когда кажется, что глубокое знакомство с фундаментальными теоремами полноты финансового рынка едва ли окажется движущей силой вашей карьеры. Сами знания со временем изгладятся из памяти, а вот выработанная многими бессонными ночами способность быстро и эффективно усваивать информацию, устанавливать связи между понятиями и редуцировать реальные проблемы к формальным моделям  скорее всего останутся с вами навсегда - и эти навыки пригодятся в любой профессии. Не пренебрегайте возможностью прослушать интересный (скорее чем полезный) курс: эта роскошь зачастую недоступна студентам британских университетов с их жестко заточенными на максимизацию ожидаемой полезности учебными планами. Оглядываясь назад, я лично вынес намного более объемную и многоцветную картину мира из периферийных, на первый взгляд, курсов, вроде социологии денег и истории экономических учений.

 Я бы рекомендовал студентам магистратуры не налегать во время учебы на работу, особенно если нет полной уверенности, что именно с этой работой будет связана ваша дальнейшая карьера: учеба в Вышке дает доступ к первоклассным экспертам - вашим профессорам и преподавателям - от содержательного общения с которыми можно получить куда больше, чем от стартовой позиции на полставки в аудиторской конторе или в банке. Для меня лично огромным трамплином для всего последующего профессионального развития оказалась не слишком, на первый взгляд, многообещающая летняя стажировка на кафедре.

После учебы я рекомендовал бы немного расслабиться - а потом посмотреть на карту мира и задуматься, нет ли желания попробовать что-нибудь неожиданное? Для выпускников Вышки открыт большой широкий мир, и выбор не ограничен парой десятков элитных корпораций и аспирантурой в университетах World Top 100.