• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Я счастливый человек: моя работа – это мое хобби

Студентка Совместной программы по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ Елена Томулец поговорила с доцентом департамента теоретической экономики Александром Тарасовым о преподавании, международной торговле и хобби

Александр Игоревич, Вы читаете курс “Международная  торговля” для всех программ факультета экономических наук. Почему именно этот курс нужен студентам ФЭН, в чем его принципиальная важность?

Курс международной торговли необходим, как я считаю, в программе бакалавриата любого экономического вуза, не исключая и программы ФЭН. Причин, конечно, много, одну из них мы можем наблюдать прямо сейчас – это торговые войны, инициированные Трампом. Соответственно, очень важно понимать, к чему они приведут, какие последствия для экономик разных стран могут быть. Курс международной торговли – это то, что позволит студентам, в той или иной степени, понимать последствия таких событий. Более общие вещи связаны с пониманием глобальных процессов и глобализации, во время которой, в общем-то, мы сейчас живем.


То есть цель курса – это научиться понимать, какие вообще процессы происходят в современном мире?

И к чему они ведут, кто выигрывает от глобализации, кто проигрывает. Стоит ли нам, опять же если говорить о России, сейчас очень популярны такие слова как «импортозамещение», соответственно, стоит ли нам этим заниматься? Какие плюсы, какие минусы? В каких случаях это действительно нужно, в каких случаях это приведет к каким-то экономическим потерям?

Все это мы обсуждаем на курсе. Нужно ли это студентам - это, конечно, достаточно субъективный вопрос. На мой взгляд, это нужно и необходимо. Но опять же, курс элективный, соответственно, тот, кому это не очень интересно, предпочтет что-то другое. Почему бы и нет.


Как давно Вы читаете этот курс? Меняются ли со временем, от года к году, студенты?

На факультете экономических наук -   два года, в сентябре будет третий. А вообще читаю курс торговли уже лет восемь-девять. Про ФЭН говорить пока сложно, выборка достаточно маленькая – всего лишь два года. Посмотрим, что будет осенью.

В общем же, мне сложно сказать, меняются студенты или нет. На мой взгляд, студенты, может быть, и не меняются сами по себе, может быть у них меняется, я бы сказал, уменьшается желание учиться и глубоко изучать предмет. Это мое субъективное наблюдение, которое даже не связано с международной торговлей. Мой курс элективный, и туда идут студенты, которым действительно интересен предмет, и поэтому у них с самого начала есть желание учиться и вкладываться в курс.

Поэтому это больше какое-то наблюдение, связанное с преподаванием других курсов, не только в Москве, но и в Мюнхене, где я проработал шесть лет. Есть какая-то такая небольшая тенденция – наверное, во всем мире, -- что студенты в среднем все меньше и меньше вкладываются в изучение и глубокое понимание предмета.


А что им тогда интересно? Они уходят в карьеру?

Ну мир меняется, да. Сложно сказать. На самом деле, мы сейчас, наверное, перейдем к каким-то философским размышлениям, что, наверное, не совсем соответствует этому интервью. Мир меняется, интересы меняются. В общем-то не совсем понятно, образование и то, что мы преподаем, наверное, тоже должно как-то меняться. Но вот как оно должно меняться – очень сложный вопрос. Программу курса можно изменить, это несложно – вопрос как. С одной стороны, Высшая Школа Экономики – это флагман российского образования в экономике, и на мой взгляд мы должны давать именно фундаментальное образование хорошего уровня. А это означает, что мы должны глубоко погружаться в какие-то детали, а не просто идти по верхам и набираться каких-то общих моментов во всех областях и выпускать студентов с такими знаниями. При этом, возможно в некоторых случаях фундаментальность даже не нужна… Интересы большинства студентов сейчас все-таки не связаны с каким-то серьезным, глубоким знанием предмета, а с тем, что больше пригодится им именно в работе. То есть, тут очень сложно найти какой-то консенсус. Именно поэтому международная торговля - курс по выбору. На мой взгляд, это очень хорошо.


Поскольку у вас есть опыт преподавания не только на Совместном бакалавриате, скажите, есть ли какое-то отличие преподавания здесь от другого опыта? Может быть, чем-то труднее, чем-то легче?

Очень хороший вопрос. Мой курс как для Совместного бакалавриата, так и для студентов бакалаврской программы Экономика, и также открыт для студентов по обмену и визитеров. То есть, в общем-то, достаточно смешанный курс. Я не видел особого различия между студентами. Среди лучших были и те, и те. Нельзя сказать, что какая-то группа выделялась.

Но первый год в Вышке я читал микру и на сб, и на базовом потоке ФЭН. Здесь уровень того, что я рассказывал, был более чем достаточен для базового потока, но не совсем достаточен для многих студентов Совместного бакалавриата. Я видел, что многим на Совместном бакалавриате стандартный курс уже не интересен – они это все уже знают, учили в школах, готовились к олимпиадам.

 

Какие студенты обращают на себя внимание? Каких вам приятнее обучать: активных, но ошибающихся в работах, но при этом живо интересующихся предметом, или такой тихих отличников?

Безусловно, есть студенты, которые активно участвуют в лекции – и мне это очень нравится, я стараюсь вообще во время лекции общаться со студентами, а не как-то монотонно что-то рассказывать. Когда лекция проходит как некая беседа, это гораздо интереснее и мне, и студентам, и, конечно же, есть активные студенты, которые как раз и поддерживают эту беседу, и это замечательно. Что-то особенное про этих студентов – да, они активные, после лекции задают вопросы. При этом, не все из них потом хорошо пишут контрольные работы, то есть активность не является достаточным условием. Есть просто тихие студенты, которые потом прекрасно все пишут. Корреляция конечно есть, но активное участие – это не достаточное условие. Тем не менее, приятнее работать с активными студентами, потому что они мне помогают проводить лекцию. Если все будут молчать, мне будет грустно и сложно читать лекцию.

С другой стороны, я искренне огорчаюсь, когда вижу, что объективно хорошие студенты – умный парень или умная девушка, плохо пишут контрольные. Вернее, не очень плохо, такие студенты плохо не пишут, но могли бы гораздо лучше! И наоборот очень радуюсь, когда какой-то тихий студент, может не очень сильный, готовится и пишет хорошо. При этом, конечно, большое количество активных студентов – всегда хорошо для лектора. При этом, если говорить о научной работе, студент может не очень хорошо сдавать предметы, но замечательно заниматься научной работой, и наоборот, может иметь отличные оценки, но когда дело доходит до ВКР, дела идут не очень хорошо. Более активные студенты, у которых есть интерес, как правило интересуются и научной деятельностью, но не всегда.  


Почему Ваши научные интересы лежат в области международной торговли?

Мне уже давно это интересно. Я учился на PhD в Университете штата Пенсильвания, и там “международная торговля”  одна из самых сильных в мире. Меня очень заинтересовала эта область, я посещал соответствующие курсы. В связи с этим, не могу не упомянуть своего научного руководителя Калу Кришну, после курса которой я решил, что хочу этим заниматься. Я занимался международной торговлей четыре года в аспирантуре, шесть лет в Мюнхене, третий год здесь, и очень этому рад. Это здорово, интересно, может я чуть-чуть утрирую, но взять любой экономический вопрос –  его можно рассмотреть сквозь призму международной торговли, призму глобализации. И там могут возникнуть совершенно новые аспекты, вопросы, потенциальные результаты.


Эти потенциальные результаты – какую роль они могли бы сыграть в будущем?

Какие-то экономические исследования сразу становятся важными, какие-то ждут своего времени. Не каждая работа сперва кажется важной. Например, если говорить о новой теории торговли Пола Кругмана (“New Trade Theory”). Могу ошибаться, но к этой теории не сразу отнеслись с должным вниманием, а потом ведь вручили Кругману Нобелевскую премию отчасти именно за нее.

Я, например, занимаюсь транспортной инфраструктурой, ее распределением в географическом пространстве, ее связью с международной торговлей. На мой взгляд, вопрос важный и влечет за собой интересные прикладные результаты.


Есть ли у вас какие-то хобби, увлечения помимо работы?

Очень хороший вопрос. Когда мне задают этот вопрос, я говорю, что я счастливый человек: моя работа – это мое хобби. Я абсолютно серьезно говорю. Это здорово… Есть, конечно, и другие небольшие хобби.