• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Технологии очень изменили распространение информации в обществе

Елена Томулец беседует с преподавателем Совместной программы по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ, профессором РЭШ и университета Пампеу Фабра (Барселона) Рубеном Ениколоповым

Какой курс вы ведете на Совместном бакалавриате (далее СБ)?
Раньше я вел Экономику развития с Андреа Мантрагой. В будущем году будет другой курс – прикладная эконометрика, работа с данными.  Это практический курс, который учит как работать с данными. А без данных сейчас вообще никуда


Я разговаривала с вашим коллегой, Ильей Щуровым, и один из его курсов тоже про данные. Открытые данные – курс про то, как данные найти, отсортировать, привести в адекватный вид.
Правильно, а мой курс учит как их после всего этого анализировать. Вот у вас уже есть готовые данные, и в зависимости от ситуации из них можно определенные выводы сделать. Это абсолютно дополняющие курсы: его курс о том, как данные подготовить, а мой – допустим, мы забываем уже о проблеме данных, они уже есть – будет о том, как их можно проанализировать так, чтобы из них какие-то разумные выводы сделать.


Где вы преподавали/преподаете помимо СБ? Есть ли какая-то специфика преподавания именно на нашей программе.
Я в Барселоне преподаю, на магистерских программах РЭШ… Специфика есть.  Это очень сильные студенты.


Сильнее чем в других местах? А замечали какую-то динамику студентов от года к году? У вас ведь уже большой опыт. 
Сложно сказать, но в общем да. Я, правда, мало сталкивался с бакалаврами, больше у магистров преподаю.  С СБ - нет. Есть какая-то флуктуация, год на год не приходится, конечно, но все-таки достаточно стабильно сильные студенты.


Какие студенты обращают на себя внимание?
Которым интересно. Это единственное, что отличает. Для этого не обязательно быть активным, заваливать вопросами. Просто видно, что человек сам что-то делает, потом человек может задать один вопрос за весь семестр, но будет видно, что надо много думать, чтобы дойти до этого вопроса. Кроме того, это понимается не только по тому, как человек ведет себя в классе, но и по тому, как он пишет работы. Проявление разные, но всегда понятно, когда студент пытается что-то сам выяснить, узнать, а когда ему лишь бы как-то курс сдать.


Вы приходили к нам в первом семестре рассказывать про свои исследования, про информацию, про коррупцию. В какой области сейчас лежат ваши научные интересы? 
У нас интересы так быстро год от года не меняются! В основном сейчас занимают вещи, связанные с социальными сетями.  

Почему вы этим занимаетесь? Давайте «хайлайт», что в социальных сетях для экономиста интересного.
Хайлайт: за последние лет десять технологии очень изменили все технологию распространения информации в обществе. И это может иметь – и имеет – большие последствия. Нужно понять, как именно это влияет на поведение людей. Речь не о том, как они там пишут-отвечают, а о том, как их жизнь от этого меняется. В последнее время мы больше работаем с национализмом, экстремизмом – короче, hate crimes (прим: преступления на почве ненависти).


Как вы оказались на академической стезе? 
Хороший вопрос. Что-то  меня с детства потянуло исследовать.

И вы всегда знали, что экономикой развития, информацией будете заниматься? 
Да ну нет, даже не очевидно было, что это экономика будет. По образованию я биофизик. В принципе, это как биология, только особый на нее взгляд.


Вы с этого года будете ректором РЭШ. Вас ведь выбрали на эту позицию? Это больше гордость и благодарность или ответственность? 
Да, в РЭШ есть совет директоров. Они и выбрали. Как-то все сразу. Я еще не приступил к  работе. Все-таки это ответственность.


Ваши коллеги столько всего про свои курсы рассказывают, а вы так скромно обозначили, что выводы из данных. 
Да ведь это же то, чем, собственно, в экономике занимаются! Есть теоретики какие-то, но все остальное – это работа с данными. Это настолько фундаментальная вещь. Все равно что объяснить, зачем нужна математика.


Верно ведь, что это не только в академической карьере пригодится?
Ну конечно. Абсолютно везде данные и их анализ. Кстати, в этом как раз особенность экономистов, чем экономисты отличаются от других. Ведь с данными уйма людей занимается – это модно сейчас: всякие data science, machine learning. Но у экономистов есть, пока во всяком случае, преимущество именно с точки зрения интерпретации данных, потому что они, как минимум, понимают огромную разницу между причинно-следственной связью и корреляцией. Практически любой вопрос в анализе данных – это разделение причинно-следственных связей и корреляций. И это вещь, которую на концептуальном уровне 90% людей, которые работаю с данными, просто не понимают.


Тогда курс ваш больше про математику или… 
Нет. Нет математики. Про понимание. Разные хитрые концептуальные методы. Есть у вас эконометрика базовая, да, но по-хорошему все можно объяснить на пальцах. Главная задача – как убедить с помощью данных. Понимаете, доказать что-то можно только в математике. Как только мы оказываемся в реальном мире, начиная с естественных наук, мы не можем ничего доказать. Можем только попытаться убедить. Реальная жизнь несовершенна. Если мы провели эксперимент – неважно какой: физический, экономический – у нас есть наблюдение. Оно может быть убедительным или неубедительным. В любом исследовании можно придумать, почему оно неверно.


Какие хобби у вас? Кроме работы, конечно! 
Знаете, у меня четверо детей, мне хватает чем заняться! Вот такое хобби. На самом деле нет у меня какого-то именно хобби, все понемногу нравится. Работа! 
Музыку слушаю…  Практически все стили слушаю. Классику, джаз, рок…
Я привередливый, но всеядный!