• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Публикации
Глава в книге
MADE IN ITALY:СЛИЯНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ В ДИЗАЙНЕ

Николюк Д. П.

В кн.: Межвузовская научно-техническая конференция студентов, аспирантов и молодых специалистов им. Е.В. Арменского. МИЭМ НИУ ВШЭ, 2018. С. 256-257.

Для меня все студенты равны

Мадина Карамышева, доцент Школы Финансов, о своей работе в Вышке, международном рекрутинге, студентах и будущем

Как Вы попали в Вышку? 
Я закончила бакалавриат и магистратуру Прикладная математика и информатика в ВГУ,  в Воронеже. Потом поехала в Италию в Боккони учиться в аспирантуре (PhD). Программа Экономика и финансы, на которой я училась, постоянно меняется. Когда я училась, все места были бюджетные, и нам платили стипендию. Всего было 12 мест на программе. После первого года ушло 4 человека. Один сам решил уйти, а троих, к сожалению, отчислили. Из моего выпуска я одна из России, но вообще в Боккони много российских студентов, в том числе из Вышки.


И когда заканчиваешь PhD программу, выходишь на рынок и ищешь работу. Так вышло, что российский вуз, Вышка, нанял меня в Сан-Франциско. Это необычно и интересно. Когда нас нанимают по международному контракту, мы соревнуемся с кандидатами со всего мира, всеми, кто подает на assistant professorship в академии. Сначала мы посылаем свои заявки, потом едем на интервью, затем флайауты и в конце выбираем предложения. Я всего подавала около сотни заявок. Количество заявок зависит очень сильно от филда - чем ты занимаешься, где-то открывается меньше позиций, где-то больше.


Обычно, для тех, кто заканчивает PhD, мы видим три дороги: первый путь  - это академия, второй - полиси - Institutions, Central banks и третья - это бизнес - Corporate sector. Для меня приоритеты были именно такими. Первый два варианта мне нравятся одинаково. В каждом есть свои плюсы  и минусы. Особенность найма по международному контракту в том, что основная часть нашего времени тратится на исследования, от нас хотят публикации и это наша основная задача. Исследования мне нравится делать в области полиси, не просто какие-то отдаленные, а то, что применяется к реальной жизни.


Я бы позиционировала себя, прежде всего, как прикладной исследователь, не теоретик. В исследованиях мне нравится несколько направлений, в основном это applied econometrics в направлениях:  fiscal policy, fiscal regulations, applied macro. Другое направление - это systemic risk, prudential policy, banking.


В чем Вы видите отличие ВШЭ от традиционного вуза? 
Может быть это специфика направления - экономика и финансы, но меня поразили в положительном смысле в Вышке - активность студентов, участие их в дискуссиях, по сравнению с тем, что у нас было в прикладной математике. Я безумно люблю ВГУ и то образование, которое он мне дал. Там нас учили учиться. Было много “обязаловки”, нам было особо нечего выбирать. В Вышке у студентов довольно большой выбор курсов. Возможность выбора и принятие решений - очень важный шаг в жизни каждого студента. Тут я хотела бы поспорить с тем, что полная свобода выбора  - это хорошее решение. Ведь с одной стороны - выбор делать очень важно, с другой стороны - очень сложно. И не всегда человек может понимать заранее, что ему потребуется дальше.


Какие курсы Вы читаете? 
В прошлом году я читала элективный курс Time Series Econometrics в первый раз. Согласна, перегнула палку, и он был слишком математический. Хочется удовлетворить максимальное число студентов, а состав был смешанный - и исследовательский поток, и студенты общего потока Экономика, и Совместный бакалавриат, и обменные студенты. Во время курса так получилось, что больше всего со мной общались - приходили  на оffice hours, поддерживали контакт, постоянно отвечали на лекциях - исследователи. Им это было интересно, и я их спрашивала, сложно или нет. Нет, все легко, отвечали ребята! Тогда как были студенты, которым это было довольно сложно! Наш курс прикладной, но тем не менее есть пререквизиты для этого курса, которые нужно знать: например, как перемножить две матрицы, или что такое обратная матрица. А для этого необходимо знать курс линейной алгебры, который не факт, что студенты захотят взять по выбору. Так что, по моему мнению, некоторые курсы, особенно в начале студенческой жизни должны быть обязательными.

Говоря о нашем курсе, можно учить двумя способами, например, хочешь оценить векторную авторегрессию в пакете eviews методом наименьших квадратов, достаточно ввести одну команду. Но считаю, что очень важно знать, что за этим стоит, понимать как работает метод. Все пакеты организованы так, что все, что по стандарту - оно уже сделано, запрограммировано, нажал на кнопку -  получил результат. А вот если у тебя отклонение от шаблона, шаг влево - шаг вправо, тебе нужно самому писать код. Чтобы это делать, нужно понимать смысл методов. Я считаю, что этот курс очень полезен всем, кто будет писать диплом.

Также я руковожу дипломными работами. В этом году у меня выпустилось двое студентов на бакалавриате и один в магистратуре. Хочется назвать фамилии - я очень довольна ребятами, Бэлла Ишмаева - пруденциальная политика, Никита Герман - налоговая политика, Василиса Баранова  - системный риск. С Никитой я очень верю в идею и надеюсь, что мы сможем опубликовать эту работу. Первое, что планируем, это отправить работу на конференцию и дальше будем пробовать публиковать в международном журнале.


Кем Вы себя видите через пять лет? 
Через пять лет я вижу себя associate professor at HSE. Когда мы учились на PhD у нас вел курс Моначелли. Я помню, как во время курса он сказал “Если вы выбираете путь исследователя, то вы будете всегда одинокими, только наедине сами с собой”. Я с ним абсолютно не согласна. Мне кажется, что намного интереснее и продуктивнее работать с коллегами, когда вы друг друга подталкиваете. С развитыми айти технологиями, с глобализацией в мире - мы можем общаться без учета расстояния. Вот сейчас у меня запланирован разговор с соавтором - обсудить итоги конференции. В России я не чувствую себя изолированно. Понятно, что в Австралию нам далеко лететь, в Канаду тоже далековато - там пересадки нужно делать (тем не менее, на следующей неделе лечу в Монреаль). Но из Австралии и Канады в Европу тоже далеко. А Вена и Швейцария, где я была на конференциях недавно, совсем рядом. И это здорово, что туда приезжают люди со всем мира, в этом году я встретила коллег из Австралии, с которыми познакомилась в прошлом году в Японии, в Саппоро. Они были тоже на конференции. Сообщество исследователей в определенной области очень небольшое.


Как онлайн технологии меняют обучение? 
Сейчас у всех много идей по применению онлайн технологий в преподавании. Например, если кто-то из моих коллег, которых я знаю, специалист в каком-то узком направлении, можно с ними сделать видео трансляцию, где они делают презентацию, а студенты задают свои вопросы в реальном времени. Я выкладываю материалы курсов в несколько облачных хранилищ для студентов - все лекции, задания, в любой момент студент может все взять и пользоваться. У меня нет политики посещения. Я считаю, что если человек умный, в состоянии сам учиться, почему должна его ограничивать.


В чем особенности Ваших курсов? 
Мои курсы читаются на английском, и не все наши студенты были этому рады. Кроме студентов, которые учатся на бакалавриате ФЭН, были обменные студенты из Италии и Мексики. Здорово, когда есть иностранцы в классе.  Плюсы в том, что - у них другое видение, они по другому задают вопросы, чаще всего они очень активны. Это прекрасно. Но что хромает в этом деле - это разный уровень подготовки. И когда студент с менеджмента берет курс по эконометрике, ему самому тяжело. Часть из рабят подходила с вопросами. Не все сдали экзамен с первого раза.


Оценки за экзамен я ставлю, не разделяя студентов по группам. Они все одинаковы для меня  и равны. Я не пользуюсь кривой (хотя в итоге вышло более или менее нормальное распределение, не подгоняя). Да, вышло так, что у одной группы оценки чуть лучше, у другой чуть хуже, но я не делала нормализацию внутри каждой группы, считаю это нечестно делать. Все оценки выставляются по принципу и с весом, описанными в программе, без учёта к какой группе относится студент. Задания в экзамене разные. Те, что полегче, те имеют маленький вес в оценке, и те, что посложнее - весят больше. Хороших оценок на экзаменах получилось в итоге больше, чем плохих  оценок.


Я также решила теперь немного изменить подход к чтению лекций по курсу временных радов. До этого я читала немного на слайдах, а в основном на доске - потому что много вычислений. Я хочу сделать больше слайдов и больше примеров, а некоторые вычисления убрать в аппендикс курса. От студентов поступали такие предложения, что не нравится, когда в облаке лежит много материалов. Не соглашусь с этим. Основной материал для всех. А если кому-то интересно копнуть глубже, он хочет расширить свои знания - почему я должна лишать студента этой возможности. Теперь, я планирую некоторую часть вычислений также перенести в облачные документы.


Как заинтересовать студентов? 
Во первых, нужно поддерживать с ними контакт. Во вторых, показать, что учиться - это полезно. На первых лекциях я им объясняю, что всем студентам нужно писать дипломную работу и защититься. Многие будут писать эмпирические работы. Многие работы связаны  с данными. Инфляция, ВВП, курс валют - это все временные ряды. Чтоб написать грамотные тезисы и получить за это положительную оценку - нужно научиться применять методы на практике. Когда ты делаешь исследование, а дипломная работа - это исследование, то часто возникают нестандартные ситуации. Так что зачем нужен курс - всем понятно хорошо.


На ФЭН большой процент женщин среди преподавателей, что Вы об этом думаете? 
Очень интересно, когда приезжают к нам наши выступающие на международные исследовательские семинары на ФЭН, и видят наших преподавателей, они видят процентное гендерное соотношение и многие в шоке - это нестандартно для западных, европейских и американских вузов. В Боккони женщин можно было перечислить по пальцам. Это хорошо и для рейтингов. Но не только гендерное соотношение, а также и доля иностранцев, и в целом diversity всегда ценно, так как смотреть на любую проблему с разных точек зрения является огромным плюсом.


Есть ли у Вас хобби? 
Хобби для меня - это непрофессиональный спорт. Некоторые коллеги, я знаю, бегают по настоящему. А мы просто ходим в спортзал, как любители. Сейчас свободного времени не так много. У меня есть семья, муж и дочка, родные в Воронежской области (город Острогожск), друзья - в Воронеже, в Москве,  и в разных странах мира. Возможность чаще видеться с родными была немаловажным фактором принятия предложения Вышки.