• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Учёба по обмену помогла мне стать чемпионом Европы по быстрым шахматам

Максим Вавулин, стажер-исследователь научно-учебной лаборатории исследований спорта и студент 4 курса Совместной программы по экономике рассказывает Анне Медведевой про свое увлечение шахматами, основные достижения в игре и кто сильнее в шахматах, компьютер или человек

Расскажи, как ты начал заниматься шахматами?

М: Меня с шахматами познакомил дедушка, не помню сколько мне было, наверно, еще до лет 8. Потом мне подарили пару детских книг, я их прочитал, и мне понравилось, и как-то дальше я заинтересовался. В какой-то момент мама одноклассника, который занимался шахматами, рассказала, что есть детские клубы в Москве и что стоит пойти туда. Так я попал в клуб Петросяна, это одна из сильнейших школ детских и юношеских шахмат в Москве. Там я занимался сначала с одним тренером, потом через год я перешел к другому, и уже через год пришли первые успехи: я занял второе место на чемпионате Москвы.

А почему именно шахматы?

М: Честно, не знаю, мне просто понравилось, и я продолжил заниматься. То есть в этом не было какой-то особенной идеи.

А какие у тебя есть достижения и когда ты их добился?

М: Как я уже сказал, первые достижения пришли достаточно быстро, то есть я занял второе место на соревнованиях Москвы среди мальчиков до 10 лет, потом поехал на чемпионат России. Вообще, я, по сути, просто поехал посмотреть на уровень сильнейших ребят моего возраста по всей стране, но неожиданно для себя выиграл его. После этого уже как-то не хотелось бросать шахматы, и я продолжал заниматься. Я потом много выступал за Россию на разных чемпионатах и олимпиадах, в Универсиаде выиграл. А так, именно главный по уровню достижений результат — это победа на чемпионате Европы по быстрым шахматам в прошлом году. Это был чемпионат Европы по быстрым шахматам в Катовице, Польше, куда я приехал после окончания учебы по обмену в Праге и очень неожиданно для себя выиграл.

А какие еще есть достижения?

М: В 2016 году занял второе место на чемпионате Европы, а потом мира до 18 лет. Жаль, конечно, что не удалось выиграть, но там конкурент был сильнее в тот момент. Я суммарно 14 раз выигрывал чемпионат России: 2 раза лично до 10 и до 18 в классические шахматы, еще 3 раза в команде в классику и еще несколько раз лично в быстрые, в блиц и командой в быстрые и блиц. Я трижды выступал на юношеских олимпиадах за сборную России до 16 лет.
Первый раз в 12 году мы заняли первое место, я лично сыграл неплохо, но не так хорошо, как хотелось бы. В последующие годы мы занимали второе место в командном, но я выигрывал свою доску только в 13 году, в 14 я занял второе место, то есть тоже очень хорошо сыграл.
Еще 3 раза играл за юношескую сборную России на кубке Дворковича (надо понимать, что это кубок Владимира Дворковича, отца Аркадия Дворковича, чтобы не было путаницы). А вот в этом году я занял третье место на Moscow Open – это такой крупный открытый турнир. И в этом году, мне наконец-то, удалось выполнить гроссмейстера. Наверно, это все значимые достижения в шахматах.

А Универсиада?

М: В 16 году я выиграл Универсиаду. В 15 году я уже играл на первой доске за сборную Вышки, тогда мы заняли второе место на студенческом чемпионате Москвы и вышли на Всероссийскую Универсиаду, где я выиграл личный турнир, а командой мы заняли второе место.

Кто твой кумир в шахматах?

М: Не могу сказать, что у меня есть какой-то кумир в шахматах. То есть да, я смотрю партии всех сильных шахматистов, но не могу сказать, что я кому-то особенно симпатизирую, даже во время турнира претендентов или во время матча на первенство мира. Мне просто интересно наблюдать за игрой. Если говорить о шахматистах прошлого, то у меня тоже нет особо явных фаворитов. Мне всегда интересно посмотреть, как корифеи прошлого играли, чему-то поучиться, но так чтобы кумиров, такого нет.

Сколько времени у тебя уходит на занятия шахматами?

М: Я всегда говорю, что шахматами я не занимаюсь, я в них играю. На самом деле, по сути, с 9 класса, когда я был в матклассе, я перестал регулярно, систематически заниматься шахматами, я стал просто ездить на турниры. Когда я приезжаю на турниры, там я, конечно, готовлюсь к партиям, что-то делаю, но никакой цельной работы во время, отличное от турнирного, у меня нет. Сейчас я стал более-менее регулярно смотреть партии сильных шахматистов с крупных турниров, но все равно я смотрю не так много партий и не так глубоко, как стоило бы, наверное, это делать шахматистам моего уровня. А так как я не считаю себя профессиональным шахматистом, то я поддерживаю такой режим – на турнирах занимаюсь, вне турниров, по сути, нет. У меня были несколько раз мысли, что может стоит как-то позаниматься, но каждый раз находятся какие-то другие дела и, наверное, это не так обязательно. То есть то, как это есть сейчас мне достаточно комфортно и вряд ли я это поменяю.

А что ты думаешь про компьютер против человека?

М: На самом деле здесь двух мнений быть не может. Последние более 20 лет, с того момента как «Deep Blue» обыграл Каспарова, понятно, что компьютер сильнее человека, а поскольку сейчас компьютеры все больше усиливаются, то никакого интереса в противостоянии компьютера и человека нет и никогда не будет в шахматах. То есть, можно смотреть компьютерные шахматы, можно использовать компьютер для анализа, можно устраивать какие-то турниры компьютер против человека… Но тут уже понятно, что результат предсказуем, по крайней мере, если мы используем какие-то сильнейшие компьютеры.

Какие у тебя планы на будущее? Какие вершины дальше хочешь покорять?

М: Сложный вопрос. У меня все планы по поводу шахмат простирались до 2018 года, то есть в этом году у меня были последние чемпионаты России и мира до 20 лет. Я хотел в них поучаствовать - я в них поучаствовал, не так удачно, конечно, как хотелось бы, но больше у меня возможностей не будет, то есть с юношескими и юниорскими шахматами я заканчиваю в этом году.

Другой целью, которая, можно сказать, меня держала в шахматах, была выполнение гроссмейстерского звания. Тут я тоже очень надеялся, что в этом году наконец это сделаю. Мне удалось его выполнить, соответственно, теперь не так очевидно, какие турниры мне надо играть. Возможно, я буду играть какие-то турниры как мужской чемпионат Европы, Высшая Лига России, то есть те чемпионаты, которые мне интересны сами по себе и служат отборочными к более важным каким-то турнирам вроде Кубка Европы или Суперфинала чемпионата России. Может быть я буду играть в каких-то открытых турнирах в интересных местах, в географически интересных, если мне будут давать условия.

Но никаких конкретных планов у меня пока нет, то есть в этом году я сыграю кубок России, но уже на следующий год у меня нет никаких планов, так что посмотрим.