Здесь вообще ценятся знания
Анастасия Новикова беседует с доцентом факультета экономических наук Сергеем Николаевичем Володиным о преподавании, важных навыках для студентов и учебе в Вышке. Студенты ФЭН выдвинули кандидатуру С.Н.Володина на премию Золотая Вышка в номинации Успех педагога за “интересные лекции, которые очень помогают в дальнейшем трудоустройстве в финансовой сфере, яркие и крайне эмоциональные семинары, сильно мотивирующие к тщательному изучению предмета, а также глубокую любовь к своему делу”
Как Вы решили заниматься преподаванием?
После окончания Вышки (бакалавриата и магистратуры) по менеджменту мне были интересны сферы, где, на основе своих знаний и умений, я мог бы расти. Я пошел изучать финансы в аспирантуру к Николаю Иосифовичу Берзону. Соответственно, под его чутким руководством, я защитил диссертацию. Когда готовишь кандидатскую диссертацию, надо 50 часов отчитать как аспирант. Николай Иосифович дал мне возможность проводить занятия. Тогда мне очень понравилось, и я стал преподавать сначала бесплатно.
Когда я сам учился в Вышке, я видел недостатки, которые мне хотелось собственноручно исправить. Более того, мне хотелось создать такую систему, при которой знания бы оценивались максимально честно и объективно. Помимо этого, мне нравилось доносить до ребят те практические знания, которые помогут продвигаться по карьерной лестнице.
У Вас очень интересно проходят семинарские занятия, Вы сами придумали этот «аукцион» или это была чья-то идея?
Большую часть подсказали сами ребята. Самое простое было в начале: ответил – получил плюс, не ответил – ничего не получил. Ребята сами говорили, что проще поднимать руки: ответишь правильно – что-нибудь получишь, а неправильно – ничего, то есть хеджируешь риски. Минимально можно было получить 0.
Потом мы это поправили: стали ставить минусы, система стала работать лучше, все оказались довольны) Дальше вся эта тема развивалась, опять же, обнаружились другие недостатки: те, кто пропустил по болезни или первые разы «сливал», не могли быстро набрать, появилась аукционная система. Она рассчитана на то, чтобы человек понимал, что если он начнет учить, то он сможет выбраться в плюс.
На семинарах многие студенты чувствуют себя не очень комфортно, это специальный ход, чтобы развивать стрессоустойчивость у тех студентов, которые пока не обладают этим качеством, или изначально Вы не думали о напряженной атмосфере на семинарах?
Это абсолютно обдуманный шаг. Это связано с тем, что когда ты выпускаешься и начинаешь проходить собеседования, то тебе прежде всего надо всех «обогнать», защищать свою линию, быстро и уверенно продвигать свои идеи, выбирать то, что нужно сказать, из всего массива накопленных знаний. Все это приходится делать под давлением конкурентов.
В Вышке ровно тоже самое, мы ориентируем ребят с факультета экономики, чтобы они стали финансовой элитой, чтобы они занимали хорошие должности. Для этого у них должна быть выработана стрессоустойчивость.
Мне хочется развивать в ребятах два навыка: стрессоустойчивость и навык публичных выступлений. Отчасти второй мы развиваем, когда каждый отвечает на семинарах.
Есть несколько вещей, необходимых для построения успешной карьеры: знания, возможность работать при стрессе и ораторское искусство.
Есть несколько вещей, необходимых для построения успешной карьеры: знания, возможность работать при стрессе и ораторское искусство
Вы учите студентов играть на бирже, был ли какой-то период в Вашей жизни, когда Вы посвящали себя трейдингу? И если да, то совмещали ли с преподаванием? Почему перестали?
Было одно время, когда мы торговали с помощью роботов, у меня диссертация была на эту тему. Я начал с алгоритмической торговли, защитил кандидатскую. Мы объединились с двумя программистами, разрабатывали алгоритмические системы, обкатывали на реальном рынке, и это нас научило видеть рынок, как он есть. Вот этот опыт дал мне не только диссертацию и некоторые доходы. Он дал мне интерес, чтобы передать этот опыт, потому что торговля остается закрытой, так как люди, которые умеют это делать, не будут рассказывать – они на этом зарабатывают.
Какая была Ваша первая работа и в каком возрасте?
Как раз после окончания магистратуры, тогда искал работу, устроился на некоторое время помощником менеджера по управлению проектами в ГК «Снежная Королева», отработал там совсем небольшое время. Тогда уже там был кризис, увольняли недавно принятых сотрудников, меня тоже уволили. Я писал диплом, понимал, что совместить не смогу, поэтому я не особо расстроился. Защитил диплом, понял, что мне все это неинтересно, и пошел финансы изучать!
Почему в 2000 году Вы выбрали именно Вышку?
Тогда уже в Нижнем Новгороде, а я оттуда, Вышка считалась топовым ВУЗом. Самое главное, что тогда было известно, что в Вышку не берут за взятки. Здесь можно было реально своим умом пройти. Но мне пришлось очень много учить и заниматься, потому что в школе я учился так себе.
Что бы Вы могли сказать студентам, которые только планируют поступать в Вышку, или тем, кто только начал свое обучение?
Тем, кто планирует поступать - обязательно надо поступать. Это вуз, где действительно люди оцениваются на основе своих знаний. Здесь вообще ценятся знания. Выпускники факультета экономических наук Вышки самые востребованные на рынке труда.
Тем, кто уже на первом курсе учится, посоветовал бы делать больший упор на практику и софт скиллз, потому что если они изучают теорию, а в Вышке они изучают теорию, если они в топе рейтинга, то они считают, что они будут двигаться по карьерной лестнице успешно. Но в жизни далеко не всегда теория оказывается важнее, чем практика.
Больше изучайте практику! Самостоятельно участвуйте в различных конференциях, кейс-клубах, в проектах сторонних организаций, которые вам дадут практику
Володин Сергей Николаевич
Школа финансов: Доцент
Володин Сергей Николаевич
Школа финансов: Доцент