Я заряжаюсь от общения со студентами
Тамара Викторовна Теплова, профессор базовой кафедры инфраструктуры финансовых рынков, заведующая Проектно-учебной лабораторией анализа финансовых рынков, академический руководитель образовательной программы Финансовые рынки и финансовые институты, отвечает на вопросы Ольги Ушаковой о финансовых рынках, теханализе, инвестициях, блокчейне и рассказывает о своем хобби
Как Вас заинтересовали финансовые рынки?
Я изначально пришла в ВШЭ в департамент теоретической экономики, начинала свою карьеру в ВШЭ с курса микроэкономики, а потом сама стала заниматься инвестированием на финансовом рынке, открыла в середине 90-х брокерский счет и поняла, что многие ответы в области инвестирования тесно пересекаются с микроэкономикой. Поэтому стало интересно развить темы курса микроэкономики по инвестициям в более приближенный курс по фондовым рынкам. После того, как я предложила свой курс на эту тему, сделала несколько публикаций на эту тему, кафедра фондового рынка и инвестиций пригласила меня перейти к ним и читать курсы по фондовым рынкам.
В середине 90х я по проекту TACIS писала работу с коллегой из Голландии – профессором Дженни ванн Стейн из университета Роттердама. Меня тогда очень поразил ответ на вопрос как она инвестирует в ценные бумаги мирового рынка. «Нет-нет, я теоретик, я профессор, я к фондовому рынку близко не подхожу». Мне показалось, что это очень странно, как можно читать лекции, писать книги, если ты не в этой сфере? Для меня было очевидно, что если ты собираешься раскрывать особенности финансового рынка, искать аномалии в поведении цен, закономерности, то надо пойти и как минимум попробовать, советы подкрепить своими выигрышами или проигрышами на реальных деньгах.
В университете большое количество часов отведены под предметы, не имеющие практического приложения. Как Вы к этому относитесь?
Я бы сказала так: изучая реалии можно погрузиться в сиюминутные, приходящие, мелочные моменты, и за этим лесом новостной шелухи можно не понять, как сделать верное инвестиционное решение. Чем хороша фундаментальная наука, так это тем, что она ставит мозги. Очень выигрышно чувствуют себя ребята из Бауманки, Мехмата, Физфака, у них изначально были правильно поставлены мозги, им очень комфортно в финансах, в инвестициях.
Мы очень надеемся, что изучение микро-, макроэкономики, теории финансов поможет структурировать мозги у тех, кто не имеет базовой школьной или бакалаврской подготовки. Зачастую люди с гуманитарным образованием падки на новостную шелуху, они не могут отделить глобальные, трендовые вещи от сиюминутного новостного фона, а теория этому учит. Учит искать закономерности, зависимости, мотивацию участников, понимать роль регуляторов.
Сдача экзаменов по обязательным предметам четко отсекает тех, кто в принципе не может мыслить логически, не готов потратить время на учебу, самостоятельно разобраться с материалами лекций, разбором демо-задач. Мы рассматриваем эти курсы как некое сито, ведь если человек не будет обладать этими навыками, финансы ему не понять, он все время будет тыкаться во все углы, как слепой щенок.
Двухлетняя магистерская программа Финансовые рынки и финансовые институты приглашает бакалавров, специалистов и выпускников, интересующихся карьерой высокопрофессиональных финансистов, владеющих технологическими знаниями, методологией и инструментами принятия инвестиционно-финансовых решений на глобальных и национальных финансовых рынках. Выпускники будут обладать компетенциями в области финансовых инноваций, разработки сложных финансовых продуктов, риск-менеджмента, портфельного и доверительного управления активами. Программа включает в себя специализации: финансовые рынки, банки и банковская деятельность, управление рисками и актуарные методы. Специализации объединяет направление исследовательской работы, которое связано с функционированием финансового сектора экономики, анализом процессов на финансовых рынках и спецификой работы финансовых институтов (включая банки, страховые компании)
Как Вы относитесь к теханализу?
Я сама не применяю теханализ, иначе я бы давно засела в акциях Аэрофлота. Если следовать теханализу, можно принимать очень чудные решения. Но я считаю, что специалист, который идет на финансовый рынок, теханализом должен владеть. Плох тот финансист, у которого размазаны мозги, но и плох тот, кто не может увидеть бабочку в графике движения цены акции. Фондовый рынок - это искусство, и поэтом надо быть. Меня всегда восхищает, когда они видят крылья летучей мыши, бабочку в ценовых колебаниях. Профессиональные финансисты люди творческие, они находят удовольствие, рассматривая и трактуя эти графики.
Теханализ на самом деле работает, потому что на рынке есть инерционность, и не все новости сразу доходят до игроков рынка. Понятное дело, что у нас есть голубые фишки, которые действительно отыгрывают новости буквально в 5-15 минут, но на рынке очень много низколиквидных бумаг и высокодоходных облигаций. Есть немало людей, которые плохо отслеживают и ранжируют новости и долго остаются в тренде, и теханализ таких ловит.
Что Вы думаете о блокчейне?
Я не специалист в этом вопросе, у меня нет публикаций на эту тему. Данные, безусловно, надо защищать. Например, в новостях мы читаем, что данные 120 тысяч физических и юридических лиц, которые получили отказ по заявкам на кредитование, гуляют по рынку. Эта ситуация крайне неприятна для людей, которые случайно могли попасть в черные списки банков (особенно при сверхжестком регулировании этой сферы). Ситуация, когда есть страх того, что информация будет не защищена или просто затеряется, неприемлема. Финансовый рынок, инвестиционный рынок – это доверие. Это первое ключевое слово, которое объединяет участников. У меня есть надежда, что технология блокчейн поможет в повышении доверия, и участникам рынка не придется слишком дорого (и по времени ожидания и по денежным затратам) заплатить за это.
К разговорам о том, что потеря ключа ведет к потере активов – это похоже на электронную почту. Мои родители-пенсионеры не помнят пароли от своих онлайн-почт, и мы столкнулись с тем, что восстановить доступ не так уж просто.
На какие параметры важно обратить внимание перед приобретением ценных бумаг?
Первый тезис такой: приобретение акций и облигаций - это разные вещи. В моем портфеле есть и акции, и облигации. У меня есть немало публикаций про моментум-эффект, и я глубоко убеждена, что на российском рынке этот эффект работает, то есть наблюдается инерционность. На российском рынке однозначно есть любимчики и не любимчики, причем не объясняемые. Например, был период, когда страшно любили Магнит и задрали его цену до 10-11 тысяч рублей за акцию, а сейчас он стоит где-то 3500, но тогда даже какие-то плохие новости не опускали цену вниз. Профессионалы рынка не любят акции ВТБ, но аналитики очень лояльно выставляют свои рекомендации по этой бумаге. Мы со студентами изучали, как искаженно выставляются аналитиками оценками, их видение тоже имеет большую иррациональность. Идти против рынка, даже понимая, что справедливая цена бумаги иная, чем пишут аналитики и выставляет рынок - биться головой об стену. Текущий пример для меня – Детский мир – бумага, которую не любит рынок. Важно обращать внимание на такие психологические моменты.
Тезис два: для меня принципиально важно, проповедует ли менеджмент и собственники наращивание капитализации, находятся ли в парадигме роста рыночной стоимости и учета интересов миноритариев. Я убеждена, что на нашем рынке есть публичные компании, у которых нет такой цели. Независимо от их финансовых показателей, важно помнить, что при отсутствии мотивации для наращивания капитала и внимательном отношении к миноритариям, вкладываться в бумаги смысла нет. Надо держаться подальше от компаний, которые не думают о миноритариях, независимо от того, какая у них финансовая отчетность и другие операционные показатели.
Тезис номер три: конечно, надо смотреть на перспективы роста, на отраслевые факторы, которые меняют маржинальость бизнесов, надо смотреть на регулирование, потому что если завтра введут запрет на сидр или шампанское, то нет смысла вкладываться в акции Абрау-Дюрсо. Конечно, важен долг, если компания сильно закредитована, то она не будет платить дивиденды, не сможет активно расти. Держать бумаги в России – сомнительное удовольствие, это можно делать только, если ты уверен в том, что управляющий этой компании нацелен на капитализацию и рост стоимости, но таких компаний крайне мало.
Я квалифицированный инвестор, у меня большой портфель, у меня есть инвестиции и на российском рынке, и на Нью-Йоркской бирже напрямую. И каждый раз, отбирая активы, мне приходится кропотливо изучать не только отчетность, но и пресс-релизы, интервью менеджмента, ключевых собственников, мнения разных аналитиков через отсеивание «заказных» материалов.
На нашем рынке мне не скучно, я получаю драйв! У моего мужа, у активных студентов есть брокерские счета. Мы сопоставляем результаты, делимся идеями, встраиваем научные изыскания в торговые стратегии. Рынок высокодоходных облигаций тоже увлекает меня, там одно название чего стоит – Трейдберри (орехи продает компания), Грузовичкофф, Мясничий (продает мясо, а я мясоед с первой группой крови). Сейчас все ждут IPO по облигациям с названием «Кисточки», уже ради названия можно в очередь встать.
Американскую биржу я знаю хуже, мне какой-нибудь «Трейдберри», «Кисточки» и «Мясничий» милее, ведь я вижу эти имена вокруг себя.
Я вкладываю не последние деньги, не рискую той суммой, которую боюсь потерять. Мне не нужны ни компьютерные игры, ни преферанс, у меня же есть фондовый рынок!
Расскажите про Ваши хобби
У меня есть дача, хоть я и плохой садовод и огородник, но развлекаюсь ландшафтным дизайном. Наш кот-любимец, выезжая на дачу каждый раз удивляется - опять эти двуногие ландшафт поменяли. Фондовый рынок, общение со студентами, аспирантами (как нынешними, так и теми, которые уже закончили обучение) – мое хобби. Я в восторге от некоторых пытливых ребят, они классные, со своим видением мира (часто далеким от моего советского детства и юности), новым языком, я от них заряжаюсь.