• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Реймсский университет Шампань — Арденны: взгляд преподавателя

В начале февраля сотрудники факультета экономических наук посетили Реймсский университет - партнер ФЭН, кампус в Реймсе, чтобы провести занятия для французских студентов и рассказать им о возможностях международного обмена, которые предоставляет иностранным студентам НИУ ВШЭ. Заместитель декана фэн по международным связям Людмила Засимова делится впечатлениями о поездке

Первые впечатления о Реймсе
Реймс находится всего в 40 минутах на поезде от Парижа, и добраться до него очень легко –  в Реймсе останавливаются и скоростные поезда TGV, и обычные региональные. Город чистый, благополучный, просторный. Знаменитый собор восхитителен. Но не только ради собора стоит посетить Реймс. В городе интересные музеи, красивая архитектура, много скверов и садов, знаменитые подвалы с шампанским и, конечно, же университет. То, что город – университетский, заметно сразу. Утром в трамвае одни студенты, в кафе висят меню специально для студентов, здание университета в виде раскрытых ракушек на всех открытках наравне с собором. 

Как я оказалась в Реймсе и что там делала?
С Реймсским университетом у нас действует соглашение Эразмус+, которое позволяет обмениваться студентами и преподавателями. В этом году я впервые поехала в Реймс, чтобы прочесть лекции по Экономике здоровья студентам магистратуры Analyse et politique économique (Экономический анализ и политика). Среди них были те, кто ранее изучал экономику, а также несколько человек получили бакалаврское образование в области управления и менеджмента. Поэтому лекции пришлось адаптировать так, чтобы всем было понятно. Мне очень понравились мои реймсские студенты, и порадовал их уровень подготовки и мотивация. Сначала они немного стеснялись, тем более, что я вела занятия на английском языке, но постепенно стали отвечать на вопросы и задавать свои. На последнем занятии я попросила анонимно написать, какие темы им показались наиболее интересными, а какие понравились меньше. Ответы были разные, но в целом наибольший интерес вызвала тема про фармацевтический рынок. Интересно, что студенты ВШЭ в качестве наиболее интересной темы чаще отмечали отрицательные инвестиции в здоровье (экономический анализ курения, злоупотребление алкоголем, неправильное питание и т.д.).Помимо занятий со студентами у нас было много интересных встреч с коллегами, которые работают в Университете – с преподавателями, исследователями, работниками международного управления. Мне было особенно любопытно узнать, какими исследованиями в области здравоохранения занимаются мои коллеги. Так, например, для Франции сегодня актуальна проблема доступности медицинских услуг для жителей сельской местности. Мои коллеги в Реймсе изучают, как можно решить эту проблему за счет привлечения врачей в эти регионы, развития телемедицины и новых технологий. 

Чем отличается образование в Реймсе от образования во ВШЭ?
Многие предметы, которые проходят студенты-экономисты в Реймсе и во ВШЭ, совпадают. Но есть и существенные различия. Во-первых, бакалавриат во Франции в целом (и в Реймсе, в частности) рассчитан на 3 года обучения. Это означает, что французские студенты изучают меньше курсов, чем студенты ВШЭ. Во-вторых, у студентов Реймса меньше курсов по выбору, чем у наших студентов. В-третьих, в Реймсе не принято массово включать в программу курсы on-line или в формате blended learning. 
Образование в магистратуре тоже имеет свои особенности. Во Франции магистерские программы как правило делятся на исследовательские и прикладные. Исследовательские программы похожи на наши магистерские программы. Прикладные же организованы совершенно по-другому. На первом году студенты изучают базовые курсы, несколько курсов по выбору и пишут магистерскую диссертацию. На втором году студенты тоже изучают базовые курсы и курсы по выбору, и по каждому курсу делают прикладные исследовательские проекты, на которых учатся формулировать проблемы и искать способы их решения. Оценка за курс выставляется с учетом этих проектов. Во втором семестре начинается самое важное - стажировка. Она длится 4-6 месяцев. Чтобы попасть на стажировку, студенты проходят собеседования на разных предприятиях – так, как если бы искали работу. Тему стажировки необходимо утвердить у преподавателя, который руководит стажировкой и у руководителя магистратуры. В течение стажировки студент должен быть в контакте со своим руководителем. Руководитель стажировки при этом общается с представителями предприятия, куда устроился студент и следит за тем, что делает студент. Поскольку прикладная магистерская программа в Реймсе считается престижной во Франции, студенты имеют хороший выбор вариантов для прохождения стажировки, и потом легко находят работу.
Один из моих студентов, который слушал курс по экономике здоровья, сказал, что специально выбрал именно эту магистерскую программу, т.к. благодаря обучению на ней у него уже несколько приглашений на собеседования для прохождения стажировки. Когда он учился в другом университете на другой программе, ему не удалось найти хорошую стажировку, и он уже целенаправленно выбрал университет Реймса. В то же время, есть программы, которые изначально не относятся ни к исследовательским, ни к профессиональным, и позволяют студенту на 2 году обучения выбрать либо исследовательский трек, либо профессиональный. К таким программам, например, относится программа SEP (statistique pour l’évaluation et la prévision) в Реймсском университете. 
А что же студенты исследовательской магистратуры? Многие из них планируют академическую карьеру. Во Франции все университеты публикуют на своих сайтах темы для работы над диссертацией задолго до начала обучения в аспирантуре -почти за год. Но процедуры отбора аспирантов в каждом университете свои. Особенностью Реймсского университета является то, что студенты магистратуры могут заранее пообщаться с преподавателем, предложившим ту или иную тему для работы в аспирантуре, заручится поддержкой преподавателя и быть уверенным, что  он будет через год принят в аспирантуру для работы над выбранной темой. Таким образом, нет формальных экзаменов в аспирантуру. В других французских вузах процедуры отбора аспирантов выглядят иначе.   Если Вам интересно, как это происходит, например, в Сорбонне, прочитайте наше интервью с Пьером Коппом.

Мне показалась интересной практика социальных проектов, принятая в университете Реймса.  Каждый студент обязательно должен придумать свой социальный проект (можно вместе с другими студентами), не связанный с его учебой напрямую. Это может быть выставка, спортивное мероприятие, какая-то другая активность. Этот проект нужно хорошо подготовить, сделать промежуточный доклад и финальную презентацию, на которой важно все – от содержания до манеры представления. Так студентов готовят к профессиональной жизни – ведь работа не ограничивается только формальным исполнением своих обязанностей.

Как живется в Реймсе студенту?
Студенческая жизнь в Реймсе довольно комфортная, и, как сказала одна моя студентка «Жить в Реймсе просто». Университетский кампус компактный, хорошо оснащенный. Есть общежитие прямо на территории кампуса. В нем бронируют места и для студентов по обмену. Но многие предпочитают снимать жилье в городе –цены примерно одинаковые за одинаковые условия. На территории кампуса есть хорошая столовая, где студенческий обед стоит 4 евро, а также кафе. Заниматься можно в большой, просторной библиотеке, и в специальных co-working зонах. Можно забронировать закрытые комнаты, если нужно обсудить группой какой-то проект. А вот в свободных аудиториях посидеть не получится. Все они запираются на автоматический замок, который выдают каждому преподавателю. Как в любом университетском кампусе, для студентов есть масса возможностей для спорта и разных секций. Кампус охраняется, но не так как во ВШЭ. Нет никаких проходных и пропусков, зато есть охранник со служебной собакой. Он постоянно обходит территорию кампуса.

Как живется в Реймсе преподавателю?
В целом, жизнь преподавателей Реймса и ВШЭ очень похожа: занятия, исследования, конференции, живое общение. Многие преподаватели живут в Париже, а в Реймс приезжают только на работу. У каждого есть свой кабинет, в котором они нередко засиживаются допоздна. У университета Реймса есть несколько кампусов  в соседних городах (Châlons en champagne, Charleville Mézières, Chaumont, Troyes). Иногда преподавателям или аспирантам экономического факультета приходится вести занятия в кампусе города Труа. Прямое сообщение между Реймсом и Труа практически отсутствует, и потому преподаватели добираются туда при помощи blablacar. 

В отличие от преподавателей ВШЭ в Реймсе нет обязательных требований к публикациям, аудиторная нагрузка значительно ниже нашей. Но в то же время преподаватели активно вовлечены в разнообразную административную работу, которая, как правило, не оплачивается дополнительно. 

Мне понравилась традиция совместных обедов среди коллег-экономистов – в большой комнате (которую мы бы назвали преподавательской) в районе обеда все приходят со своей едой, и обсуждают новости. В первый день мы подумали, что у кого-то день рождения, но оказалось, что это обычная практика.

Интересно, что в Реймсе работают и русскоязычные преподаватели, некоторые французские преподаватели и сотрудники знают русский язык. Это было приятным сюрпризом. В целом, многие преподаватели были ранее в России, о чем свидетельствуют сувениры в их кабинетах – матрешки, балалайки и даже томики русских классиков на полках.

Во время нашей поездки шла подготовка к выбору президента университета. Процедура похожа на ту, которая действует во ВШЭ при выборе ректора. Из числа преподавателей, административных работников, студентов выбираются делегаты, которые потом голосуют за того или иного кандидата. Кроме того, к голосованию приглашаются и внешние делегаты. Это могут быть представители профсоюзов, промышленности, общественные деятели. 

PS Я благодарна всем коллегами из Реймса, с которыми мне посчастливилось встретиться; Маурин Рааб за помощь в организации поездки; и особенно Эммануель Гаутерат за интересную программу нашей поездки, теплоту и радушие.