• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

“Какой уровень плагиата считается допустимым?”

Перед началом учебного года узнаем у преподавателей факультета экономических наук, почему такой вопрос не имеет смысла, и как не получить два на контрольных и экзаменах за нарушение академической этики.

“Какой уровень плагиата считается допустимым?”

Попов Сергей Владимирович,
Ведущий научный сотрудник, Международная лаборатория институционального анализа экономических реформ НИУ ВШЭ и Cardiff University, Уэльс, Exam Board chair, принимает решения по случаям нечестных поступков (unfair practice, ранее academic misconduct)

Как не получить двойку за плагиат

Как у преподавателя, у меня есть время на проверку экзамена, за 2 недели проверить 280 работ. Я сижу, вчитываюсь, пытаюсь понять, что студенты имели в виду. И в какой-то момент, для кого-то я понимаю, что человек просто списал из учебника. Оказывается, человек не пытался никакую мысль донести, он просто взял и скатал. Причем, не то! Вообще не то! Я очень сильно огорчусь из-за потерянного времени, которого у меня не так много, и напишу жалобу специальному человеку. Когда специальный человек ее прочтет, он поймет, что я испытываю сильные эмоции по этому поводу, и отнесет ее в специальную службу университета, которая готовит необходимые документы для Exam Board Chair, чтобы тот принял решение об отчислении. Студент не потратил время на самостоятельную работу. Поэтому профессор потратит время, чтобы больше таких случаев не было. Шансов в таком случае оспорить списывание у студента практически нет: если бы эти шансы были, профессор бы не связывался. Поэтому, если вы списываете, не надо списывать из таких мест, где очевидно, что вы списали. Многие это понимают. И они начинают списывать из таких мест, где не так очевидно. Например, берут учебник на другом языке и списывают оттуда. Проблема только в том, что учебник на другом языке, скорее всего переведен с учебника на английском. Профессора не помнят дословно, но они помнят, какие именно мысли или обозначения там были, а переводы обычно не изменяют ни того, ни другого. Потом, студенты списывают друг у друга, копируют ошибки друг друга, и в случае копипейста ошибок, нет никаких проблем объяснить, что невозможно сделать такую одинаковую ошибку двум разным студентам самостоятельно. Поэтому -

если вы хотите получить хорошую оценку, то вы вообще не должны думать о том, а как же понять, списал я или нет. Берете и не списываете. Все. 

Тарасов Александр Игоревич,
Доцент, Руководитель департамента теоретической экономики факультета экономических наук

Какая работа признается самостоятельной

Домашняя работа или экзамен признаются сделанными самостоятельно, если они действительно сделаны самостоятельно. В моей практике не было случаев, когда самостоятельно сделанная работа признавалась списанной или плагиатом. 

Можно ли вместе делать домашние задания

Групповое или самостоятельное решение домашних работ в целом зависит от видения данного элемента текущего контроля лектором курса. С одной стороны, групповое решение домашних заданий развивает компетенции, связанные с работой в команде. С другой стороны, возникает так называемая проблема “безбилетника”, когда кто-то в команде может ничего не делать, а просто скопировать решение. Я бы уточнял у лектора, можно ли работать в группах, а по умолчанию предполагал бы, что нет, чтобы избежать неудовлетворительных оценок. 

Могут ли у студентов быть случайно одинаковые ответы

Тут скорее надо говорить об одинаковости решений. Очень маловероятно, что при действительно самостоятельной работе над домашними заданиями или контрольной, решения двух студентов будут досконально совпадать. Поэтому, когда преподаватель видит такие совпадения, то возникает серьезное подозрение по поводу недобросовестного поведения студентов. 

Засимова Людмила Сергеевна,
Доцент, заместитель декана по международной деятельности факультета экономических наук:

Что будет, если преподаватель увидит плагиат у студента

При подтверждении случаев плагиата преподаватель или рецензент не имеют права игнорировать нарушение этических норм НИУ ВШЭ, и обязаны сообщить руководителю программы, учебному офису и декану. Какие бы ни были обстоятельства у студента, плагиат сурово наказывается. Если дипломная работа списана, нарушителей не допускают к защите и исключают из вуза

Суворов Антон Дмитриевич,
Доцент департамента теоретической экономики, академический руководитель совместной программы по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ

Что такое плагиат

Мне кажется, что студенту и даже начинающему исследователю иногда непросто провести грань между плагиатом и его отсутствием. Например, если тебе нужно написать о чужой статье  в обзоре литературы, то иногда выразить ее суть в одном-двух-трех предложениях лучше, чем это сделали авторы, бывает трудно и велик соблазн использовать близкие формулировки, невольно балансируя «на грани фола». Но с опытом понимаешь – твоя задача отличается от задачи авторов. Тебе нужно, например, позиционировать свою собственную научную работу по отношению к чужой, а авторы в своем тексте решали совсем другую задачу. Понимание своей задачи привносит новые смыслы и подсказывает формулировки. Оно поможет отойти от опасной черты и избежать обвинений в плагиате из-за близкого к тексту пересказа чужих мыслей.

Если же говорить о примитивном «копи-пейсте» без кавычек и ссылок, то современные нормы академической этики совершенно однозначно (и справедливо) проявляют к нему нулевую терпимость. Здесь, по-моему, и говорить не о чем.

Фридман Алла Александровна,
Профессор департамента теоретической экономики факультета экономических наук

Какой уровень плагиата считается допустимым?

Каждый год весной с приближением времени загрузки курсовых и дипломных работ в систему LMS студенты задают вопрос: «Какой уровень плагиата считается допустимым?». Ответ преподавателей - «нулевой уровень» неизменно наталкивается на полное непонимание со стороны студентов: «Как же так, ведь система «антиплагиат» никогда не выдает нулевой уровень заимствований?».

Проблема в том, что студенты полагают, что результат, выдаваемый системой проверки, и есть тот показатель, который интересует преподавателей. В действительности, это не так. Преподавателей заботит, выполнена ли работа с соблюдением академических норм.

Ни одна статья не может иметь 100% уровень оригинальности. Любое исследование опирается на предшествующие работы, а некоторые статьи в принципе носят обзорный характер, а потому речь идет лишь о том, что все используемые при написании работы источники должны быть корректно процитированы. И преподаватели, и администрация понимают, что любая система несовершенна, а потому возможны ошибки первого и второго рода. К примеру, система может не распознать правильно оформленную цитату или отнести к заимствованиям специфические термины или устойчивые обороты. Никто не воспринимает результат проверки в системе как истину в последней инстанции. Система может показать низкий уровень заимствования, хотя работа является плагиатом (например, система может не распознать перевод англоязычного источника без ссылки на этот источник, если работа написана на русском языке). Напротив, система может показать высокий уровень заимствования в работе, где имеется большое количество цитат в силу некорректного распознавания кавычек.

При низком показателе уровня оригинальности преподаватель может запросить полный отчет и детально изучить все проблемы, выявленные системой. Но как же преподаватель может обнаружить плагиат, если система не выявила существенных заимствований? Означает ли это, что студент может безнаказанно выдавать переведенные с иностранного языка работы или их фрагменты за свои собственные?

Наивно полагать, что научный руководитель или рецензент будут слепо доверять результатам технической проверки. Научный руководитель в первую очередь будет опираться на свой опыт взаимодействия со студентом.

Если студент не работал непрерывно в течение года, не обсуждал свой прогресс с руководителем, а работа появилась лишь в самый последний момент, то это сразу вызывает сомнения относительно самостоятельности ее выполнения.

Научный руководитель обычно предлагает студентам для исследования темы, в которых он/она является экспертом, а потому ему не составит труда обнаружить, что представленная студентом работа уже когда-то встречалась. Рецензент далеко не всегда может быть специалистом в данной узкой проблематике, а потому при написании рецензии обычно просматривает опубликованные работы и препринты, что также позволяет обнаружить заимствование, если таковое имело место.

Официальная позиция НИУ ВШЭ изложена в Справочнике учебного процессаhttps://www.hse.ru/studyspravka/plagiat/