«Полученные знания использую в своей исследовательской работе»
Этим летом, благодаря поддержке Факультета Экономических Наук и Центра Академического Развития Студентов, в рамках программы travel грантов и академической мобильности Кира Сильвестрович смогла принять участие в двух зарубежных летних школах: летней школе от университета Vrije Amsterdam и RECSM Summer School университета Pompeu Fabra. Вот как это было!
Кира Сильвестрович перешла на четвертый курс программы Экономика, исследовательский поток. Является призером конкурса НИРС 2020 года, стажером исследователем в Институте Анализа Предприятий и Рынков, а также Research Assistant в нескольких проектах Российской Экономической Школы. Научные интересы Киры лежат на стыке политической экономики и экономики природных ресурсов.
В связи с пандемией обе школы проходили онлайн, но от этого я оказалась только в плюсе, так как обе школы проходили в одни и те же даты, и благодаря онлайну я смогла их совместить.
Сама идея совмещения двух летних школ казалась безумной, но мне очень повезло с расписанием, занятия не пересекались и поэтому они у меня длились по 8 часов подряд в течение двух недель, а учитывая, что я находилась на Дальнем Востоке, курсы я слушала с 7 вечера и до трех ночи, но то море впечатлений, а главное, знаний, что я получила, стоят того! А кроме того, онлайн позволил сэкономить на визе, билетах и размещении, при этом, качество летних школ от такого перехода не пострадало.
В летней школе университета Vrije Amsterdam я проходила курс “The Global Energy Transition in a Fossil World”. Структура его была устроена так, что каждый день в течение двух недель у нас было по две лекции, а каждая лекция читалась новым приглашенным лектором. Мы смогли послушать лекции и от представителя Shell, крупнейшей энергетической компании, и от представителя Министерства Экономических дел и Климата Нидерландов, и от представителей международной экологической организации Friends of the Earth, которая недавно выиграла дело в суде против Shell, тем самым обязав корпорацию значительно снизить выбросы в атмосферу.
Самое главное, что данный курс позволил рассмотреть проблему перехода к возобновляемой энергии с самых разных сторон, мы изучали поведение потребителей, энергетические кооперации в Нидерландах, вызовы, которая стоят перед переходом экономики на использование исключительно возобновляемых источников энергии, проблему энергетической бедности и энергетический переход в развивающихся странах. Наша группа из 14 человек была очень разнородной в бэкграунде, что позволила обсуждать темы с разных сторон и с позиций разных стран. На курсе были ребята как с бакалавриата, так и с магистратуры, с совершенно разных направлений: право, менеджмент, материаловедение, бизнес-администрирование, а также с разных стран: Дании, Индонезии, Вьетнама, Китая, Бельгии. Даже будучи на огромных расстояниях друг от друга мы смогли установить теплые отношения и в конце курса было крайне грустно расставаться.
Благодаря этому курсу я поняла, что процесс перехода к возобновляемым источникам энергии только начинается, и, чтобы достичь целей установленных парижским соглашением, необходима кооперация между странами, поддержка развитыми странами развивающихся, а главное – изменение сознания и повседневных привычек граждан и их активное вовлечение в данный процесс.
Другой важный аспект, отмеченный мною это то, что Россия на данный момент крайне отстает от многих европейских стран, а особенно Нидерландов, в вопросе перехода к возобновляемой энергетике. И в отличии от развитых стран, России придется столкнутся с рядом проблем, вызванных тем, что наша экономика крайне зависит от экспорта нефти и газа, и так как спрос на данные продукты значительно упадет в ближайшие десятилетия по большинству прогнозам, то нашей стране необходимо уже сейчас срочно начать разрабатывать план по диверсификации экономики и развитию технологий возобновляемой энергетики. Ведь картина на арене мировой власти очень вероятно поменяется, и значительную мощь будут иметь страны, обладающие передовыми технологиями в этой сфере, например, на данным момент Китай является лидером в этой области.
Именно в связи с тем, что у меня появилось огромное желание углубиться в проблему перехода к возобновляемой энергетики в России, в качестве финального проекта мы с командой решили сделать презентацию на тему проблемы привлечения «зеленых» инвестиций в развивающиеся страны. По итогу нашего анализа мы выявили, что, в то время как развивающиеся страны по планам всемирной энергетической организации должны будут отвечать за 40% мирового снижения выброса CO2, они на данный момент обладают всего 10% мирового богатства, а инвестиции в них идут в недостаточном объеме в первую очередь из-за политических рисков, таких как, например, экспроприация собственности и нестабильность политических режимов.
Кроме того, это были не просто курсы лекций, а полноценная летняя школа с кучей внеучебных активностей. Так, в первый же день у нас был квиз, вопросы которого помогли лучше узнать историю университета и Нидерландов в целом. Также у нас была виртуальная экскурсия и лекция об Анне Франк от одноименного музея Амстердама, было крайне интересно послушать историю этой девочки от людей, кто напрямую общались с ее знакомыми и родственниками, узнать мельчайшие детали ее жизни.
Что же касается летней школы RECSM Summer School университета Pompeu Fabra, то она была более серьезной и технической. Здесь, я прослушала два курса – “Causal Inference” и “Experiments in Social Sciences”. Каждый курс длился по три дня, в каждый из которых было по 4 учебных часа. Лекторы обоих курсов были невероятно замечательными и открытыми, а другими слушателями были по 10-12 человек, в большинстве своем студенты магистратуры и даже лекторы других вузов Европы. Эти курсы дали огромный буст к моему арсеналу техник и инструментов для ресеча, так как мы проходили не только теорию, но и практиковались в написании кода.
Я хочу поблагодарить Будько Оксану Павловну за то, что поделилась информацией о школе RECSM, Букина Кирилла Александровича и Покатович Елену Викторовну за поддержку моего участия в школе RECSM, а Сметанина Дениса и Головину Ольгу за поддержку моего участия в Амстердамской школе. Полученные знания и навыки я уже активно использую в своей исследовательской работе и в написании диплома!