«Мой опыт обучения за рубежом показал, что на ФЭН хорошая программа и сильные курсы»
Дмитрий Монахов, студент четвертого курса бакалаврской программы Экономика, о своем опыте обучения в Риме, учебных курсах и подходах к обучению за рубежом во время пандемии. Дмитрий - один из получателей стипендии Эндаумент Фонда НИУ ВШЭ
Желание поехать на мобильность появилось у меня в конце первого курса на презентации международного отдела ФЭН. Из-за военной кафедры поездку пришлось отложить, и единственная возможность поучаствовать в программе обмена у меня была в первом полугодии 4 курса.
Такую возможность не хотелось упускать, поэтому к выбору университета я отнесся серьезно. В конкурсном отборе на мобильность большую роль играет успеваемость. При этом не совсем ясно, на какой показатель смотрят при отборе: текущий или кумулятивный рейтинг, текущий или кумулятивный средний балл (кажется, на все вместе). На тот момент мой рейтинг был очень высоким, но даже с высоким рейтингом на Экономике средний балл значительно ниже, чем на многих других программах. Поэтому на первом этапе отбора были удалены университеты с чрезмерно большим конкурсом. Потом надо было изучить, какие курсы предлагают университеты. На четвертом курсе программы Экономика практически нет обязательных предметов, но сложность с составлением ИУПа даже в университете, рекомендованном для образовательной программы, может возникнуть: во многих из них на выбор дается очень мало курсов, среди которых сложно найти интересные. В итоге я выбрал университет LUISS в Риме, в котором потенциально интересные курсы сочетались с проживанием в вечном городе. Также в университете есть несколько уникальных курсов, которые сложно найти в других университетах. Меня очень привлек курс algotrading и это также было одной из причин выбора университета.
Из выбранных мной курсов курс Algotrading оказался самым интересным и превзошел мои ожидания.
Обучение в другой стране связано со значительными затратами: перелет, проживание, питание. При обучении в некоторых университетах есть возможность получить стипендии Erasmus+ или FIRST+, но университет LUISS в этот список не входит. Поэтому я принял участие в конкурсе на получение стипендии эндаумент фонда. Решение о назначении стипендии принимает конкурсная комиссия НИУ ВШЭ на основе пакета документов и заявки, куда входят средний балл и мотивационное письмо. В заявке надо рассказать о текущем финансовом самообеспечении, указать примерную сумму обязательных трат, предполагаемые дополнительные траты. В мотивационном письме я рассказал о планах на мобильность и о достижениях во время учебы в ВШЭ. Стипендия покрыла большую часть расходов на проживание и значительно помогла мне в финансировании моей поездки, позволив полностью сконцентрироваться на учебе, путешествиях и культурном опыте во время обмена.
После приезда в принимающий университет для назначения стипендии необходимо отправить в центр международной мобильности скан визы и штампа о пересечении границы и подписанную форму прибытия. Стипендия начисляется в 20-х числах месяца, поэтому, чтобы получить стипендию в первый месяц документы надо получить быстро и отправить заранее.
Про путешествия, общение с местными студентами, опыт жизни и решения бытовых проблем в другой стране написано много отзывов, поэтому расскажу об учебном процессе. Из-за пандемии очные занятия в университете можно посещать только с сертификатом о вакцинации или с ПЦР-тестом, действующим 2 дня после получения результатов. При этом как минимум половина занятий проходит исключительно в онлайн формате. Поэтому значительную часть занятий я был вынужден посещать дистанционно. Для смешанных занятий во всех аудиториях установлена доска с передачей информации в конференцию, камеры, снимающие преподавателя и сам класс, звук из конференции передается на динамики в аудитории. Технические проблемы возникали редко, система работала хорошо и у преподавателя была возможность одинаково эффективно общаться с присутствующими очно и онлайн.
Запись лекций строго запрещена даже для факультативов.
Из-за этого надо присутствовать на всех лекциях в режиме реального времени, а часть из них кажется мучительно долгими из-за медленной речи некоторых профессоров. Преподаватели говорят на английском хорошо, в университете много преподавателей из других стран – один из моих курсов вел профессор из Америки, а у кого-то – из Германии и Индии.
Большинство преподавателей работают или работали в крупных компаниях на руководящих должностях, поэтому могут рассказать о практической составляющей изучаемого предмета. Некоторые лекции ведут приглашенные специалисты из индустрии, имеющие больше опыта по теме занятия, а преподаватели организуют внеурочные встречи с экспертами. Большинство преподавателей получают удовольствие от ведения лекций и стараются сделать предмет интересным для студентов, рекомендуют дополнительную литературу и рассказывают об актуальных событиях в мире в привязке к изучаемому предмету.
Но есть в учебном процессе и негативные стороны. Во-первых, это полное отсутствие семинаров на экономических, математических и финансовых курсах. Вместо семинаров на моих курсах проводились TA sessions, на которых учебный ассистент пробегал по решению задач или домашнего задания, выписывая его с листочка и изредка комментируя. При этом в отличие от стандартного для большинства курсов на Экономике расписания n лекций m семинаров в неделю, TA sessions проводились нерегулярно и редко. Из-за этого создавалось восприятие курса как одной бесконечной лекции, перетекающей из одной темы в другую без структурированного осмысления прошлого материала.
Завершалась эта лекция экзаменом, который по некоторым предметам был устным и весил от 55 до 100 процентов оценки за курс. В отличие от моих курсов на Экономике, где преподаватели отправляют структурированную демоверсию экзамена из нескольких вариантов, а также можно найти варианты прошлых лет для подготовки, в LUISS демоверсию отправил только один профессор, а по остальным курсам просто обозначили, какие темы будут на экзамене (все пройденные).
Отсутствие дополнительных материалов для подготовки компенсируется относительной легкостью экзаменов, задачи практически совпадают с задачами из лекций, которых за курс было не больше 8 штук, а теоретическая часть решается после одного повторения слайдов лекций. Главным минусом для меня было то, что все курсы оказались очень простыми. Большинство моих курсов были для второго года магистратуры, поэтому я ожидал от них более глубокого погружения в изучаемый предмет. Учиться в LUISS оказалось гораздо легче, чем на ФЭН, при этом и остаточных знаний из каждого курса было получено меньше. Домашние задания были только на одном курсе, а на другом профессор решил отойти от заявленной программы и половину семестра читал облегченную версию макро-2. Обучение в LUISS показало мне, что на ФЭН хорошая программа и сильные курсы.
Мобильность в университете LUISS позволила мне попробовать опыт жизни в другой стране, попутешествовать по Италии, поработать в команде с международными студентами, поучаствовать в RITC 2022 в команде LUISSа и оставила в основном положительные впечатления.
Университет LUISS рекомендую тем, кто менее нацелен на получение сильной образовательной программы, а больше на культурный опыт и взаимодействие со студентами и преподавателями из разных стран.
Все фотографии, использованные в материале - из личного архива Дмитрия Монахова
Страница международных обменов для бакалавриата ФЭН