Город для студентов и исследователей: студентка ОП «Экономика и статистика» Татьяна Сорокина о стажировке в ENSAE
Татьяна Сорокина рассказывает о своем опыте академической мобильности в ENSAE, Париже, французской культуре и бюрократии, и, собственно, учебе и стажировке на французском языке. Татьяна - стипендиат стипендии имени Л.Л.Любимова
Поехать в ENSAE я захотела еще на втором курсе - свою роль сыграли многие факторы: французский язык, Париж и, конечно, качество преподаваемых курсов по статистике, финансам и актуарным расчетам. Часто студентам хочется поехать на обмен в университет с “громким именем” - во Франции это Сорбонна, SciencesPo, бизнес школа HEC и т.д. И все же, во Франции наиболее ценные учебные заведения с точки зрения работодателей - это “grandes écoles” (высшие школы), поскольку они дают более фундаментальное техническое и математическое образование; французские студенты посещают специальные интенсивные подготовительные курсы “prépa” на протяжении двух лет, чтобы поступить в высшие или бизнес школы - конкуренция в них всегда крайне велика.
Самые лучшие специализирующиеся на математике высшие школы (такие, как École Polytechnique, ENSAE, Telecom Paris, ENSTA, Paris Saclay) построили своеобразный город для студентов и исследователей; для студентов любого из этих университетов открывается доступ ко всем мероприятиям (в том числе и карьерным), материалам, упрощается связь с исследователями и преподавателями. Поэтому академическая мобильность для нашей ОП “Экономика и статистика” в ENSAE казалась мне просто идеальной.
Огромным плюсом самого ENSAE является то, что на его базе расположен центр исследований в области статистики и экономики (CREST) при статистическом бюро Франции. Поэтому в течение года каждый четверг в лекционных залах проводились доклады по последним исследованиям в экономике и социологии, по понедельникам - в статистике, финансах и Data Science. Более того, почти все преподаватели ENSAE - сотрудники этого центра. На лекциях и семинарах (даже в качестве материалов к экзамену) часто приводились в пример их исследования. В рамках карьерных мероприятий проводились различные форумы и хакатоны (например, Hi! Paris), консультации по составлению CV и поиску стажировок. Для рекрутинга студентов приезжали международные компании: большая четверка в консалтинге, крупные банки (например, BNP Paribas), инвестиционные фонды и т.д. Про возможности стажировок во Франции - чуть ниже.
При выборе курсов возникла большая проблема: поскольку система образования во Франции сильно отличается от нашей, меня просили выбрать дисциплины первого или второго года обучения. Но большинство курсов на английском начинаются только с третьего. Поэтому я решила остановиться на обязательной для моей программы в Вышке эконометрике (которая заменялась в ENSAE двумя курсами), теории риска (аналог курса страхование и актуарные расчеты), международной торговле (единственный курс на английском; преподавателем был Francis Kramarz, директор центра исследований), финансовой математике и французском языке. Учиться было сложно: мало лекционных и семинарских часов, все материалы на французском, у некоторых семинаристов был очень сильный акцент (даже французские студенты не всегда понимали), а итоговую оценку в большинстве случаев составляет только оценка за экзамен. Причем все экзамены сдаются примерно в одни и те же дни, то есть иногда по три двухчасовых экзамена в день с перерывом всего в 30 минут. Поэтому в период экзаменов в небольшой университетской библиотеке просто невозможно найти место. Кроме того, из-за невозможности заменить определенные предметы, я еще должна была проходить онлайн дисциплины Российская экономика, Экономическая статистика, Прикладные задачи анализа данных (курс майнора ИАД), Машинное обучение - 2 и писать курсовую для проекта. Офис ENSAE идет навстречу и позволяет корректировать учебный план, но после семестра бесконечной учебы я бы советовала оставить минимальное необходимое количество курсов в ВШЭ и сконцентрироваться на тех, что в принимающем университете. Большую проблему составляет абсолютно другая система оценивания: у нас часто, переводя оценки из французской 20-бальной системы в 10-балльную сопоставляют их “10” нашей “4”, поскольку это минимальный порог для “сдачи”. Но в ENSAE студенты могут получить и 6 из 20 - главное, чтобы средняя была выше 10. И 14 считается очень хорошей оценкой. Экзамены оцениваются в соответствии с этим - некоторые преподаватели даже выставляют оценки в соответствии с нормальным распределением, - поэтому закрыть сложный предмет вроде эконометрики на хорошую оценку практически невозможно.
После окончания экзаменов я решила остаться во Франции до конца лета на стажировку. Найти подходящую вакансию для иностранного студента в Париже часто очень трудно: большинство компаний просят согласие на стажировку от французского университета, рассматривают только кандидатов с достаточно хорошим уровнем французского, длина стажировки в компаниях часто бывает от 6 месяцев и т.д. Учеба в ENSAE как раз позволяла мне преодолеть большинство проблем. И все же, количество документов необходимых для согласования практики между университетами и компанией, было просто невероятным. Для меня нервы, потерянные в поисках всех важных подписей того стоили: я очень хотела получить опыт работы над макроэкономическими исследованиями, и мне помогли найти стажировку по computational economics в центре исследований CREST. Многие студенты также идут в банки, IT стартапы, актуарные компании, консалтинг. Очень помогают в этом LinkedIn, Glassdoor, университетские форумы и рассылки. В среднем, заработная плата стажера в Париже около 1,000-1,200, но это зависит от сектора. К сожалению, стажеры в лабораториях получают меньше, но впоследствии это часто компенсируется рекомендациями, получаемыми от профессоров при подаче заявлений на магистратуры, PhD и в бизнес-школы.
ЭНСАЭ - достаточно небольшое заведение: всего там учатся около 500 студентов. Поскольку иностранным студентам очень неудобно учиться на французском, их там очень мало. Например, вместе со мной их было всего 7 (но нужно учитывать все еще достаточно сильное влияние пандемии в конце 2021 - начале 2022 года). Почти все приехали именно на третий курс и брали исключительно предметы на английском, поэтому у меня оставалась возможность общения только с французскими студентами. Мне повезло, и я нашла группу ребят, с которыми мы часто встречались на кампусе: в перерывах, на танцах, в библиотеке и столовой. Но вообще, мне показалось, что, у французов такая культура, что они не очень любят людей вне своей постоянной группы общения, поэтому обычно влиться очень сложно. Из всех моих друзей (иностранных студентов) общались с французами только те, кто приехал на постоянную учебу (на французском) и жил в Париже уже больше года. Культура местных удивляет: как человеку, привыкшему к постоянной учебе в Вышке, мне было очень сложно наблюдать за медленной жизнью французских студентов. Странным было все: от двухчасовых перерывов на обед до вечеринки по четвергам (чтобы в пятницу уехать к семье в другой город) в университетском баре (его держат сами студенты). В конце января - начале февраля были выборы в студенческие клубы Bureau des étudiants, Bureau des Arts и прочие. Чтобы привлечь голоса многие студенческие организации устраивали вечеринки, розыгрыши подарков, бесплатные завтраки - университеты и государство очень щедро спонсируют студенческие инициативы, поэтому на кампусе всегда было огромное количество мероприятий.
Налаживать общение с местными студентами довольно сложно, поэтому чаще всего иностранные студенты общаются с другими иностранными студентами. И Париж к этому только подталкивает: мы были в Лувре, музее Родена и Орсе, устраивали фотосессии на Монмартре и вечерние просмотры фильма в мини-кинотеатре, объезжали города Нормандии, готовили традиционные блюда разных стран, смотрели оперы и, конечно, наслаждались французской кухней. Стоит сказать, что в моем общежитии (да и вообще на кампусе университета, и в целом в Париже) очень много русскоговорящих студентов. И как бы ни хотелось налаживать связи с иностранцами, единство языка всегда сближает сильнее. Но это совсем не плохо! Моей соседкой была студентка магистратуры в Высшей школе бизнеса ВШЭ, которая приехала по обмену в HEC, и я не представляю этой поездки без нее. Рано или поздно каждого из нас накрывала тоска по дому, и тогда мы старались помочь друг другу всеми возможными способами. Да и с кем, кроме как с русскими ребятами, справлять Масленицу, православную Пасху и обсуждать странности французов!
Не все моменты этих месяцев были такими яркими, и я хочу напомнить, что нужно всегда быть очень аккуратным, продумывать худшие возможные исходы, и всегда иметь запасной план. Первое, с чем я столкнулась по приезде - десятидневный карантин. Во Франции соблюдение карантина проверяет полиция, а выходить из дома можно только на час. Мне не повезло, и из-за оплошности администраторов моего студенческого комплекса и полиции мне выписали штраф. Тут хочется упомянуть французскую бюрократию: все делается через письма (физические, неэлектронные!), передается через огромную иерархию, и сообщается исключительно на французском языке. Вместе с иностранным офисом ENSAE мы оспаривали штраф еще в марте, но уженачало августа, а он до сих пор находится на рассмотрении в полиции. Еще мне не посчастливилось попасть в больницу с временным номером Sécurité sociale и без Carte Vitale (обязательная страховка), из-за чего часто приходится платить 100% сразу и только потом по почте высылать чеки для получения возмещения по страховке. Многие банки не открывали счета, для любого посещения необходимо записываться на рандеву по крайней мере за неделю. И, конечно, это с достаточно хорошим разговорным знанием французского - другим студентам часто приходилось сложнее.
Стоит также отметить, что Париж - один из самых дорогих городов Европы, и, хотя, именная стипендия Л. Л. Любимова помогла мне покрыть большую часть оплаты за проживание, расходы на поездку были огромными. В большинство музеев проход для студентов бесплатен, билеты на поезда, концерты и выставки - часто по сниженной цене, и все же, у меня уходило около 800 евро в месяц (400 на общежитие и 400 на еду, покупки и прочие расходы). Билеты для путешествия по Европе или на юг Франции достаточно дорогие. Например, билеты в Германию обошлись мне примерно в 150 евро, но часто эта сумма бывает около 300; примерно так же и для поездок по Франции. Зато поезд в Нормандию обычно стоит около 12-25 евро в одну сторону, а пейзажи Этреты, Мон Сан-Мишель, Реймса, Шампани и Руана вполне могут заменить более дальние поездки.
Этот опыт очень сильно меня изменил, и несмотря на все проблемы, с которыми я столкнулась за последние семь месяцев, я ни капли не жалею о своем решении поехать на обмен именно в ENSAE. Я очень благодарна Вышке и своему факультету за то, что эта поездка стала возможной, за их поддержку - как финансовую, как стипендиату именной стипендии Л.Л. Любимова, так и за студентов, преподавателей и профессоров ВШЭ, которые помогали мне все это время.