• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Анастасия Небольсина. Учеба по обмену: мой опыт

Анастасия Небольсина, студентка четвертого курса Совместной программы по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ рассказывает о том, как она обучалась по обмену в Испании, насколько быстро адаптировалась к жизни в этой стране, чем отличается учебный процесс в испанском университете и что в обучении за рубежом ей понравилось больше всего.

Хайкинг на Монсератт

Хайкинг на Монсератт
Фотографии из личного архива Анастасии Небольсиной
Выбор программы и университета

В то время, когда я поступала на Совместный бакалавриат НИУ ВШЭ и РЭШ, я уже планировала в дальнейшем поучиться за границей. Мне казалось, что это отличная возможность, чтобы посмотреть, как преподают в других университетах, прослушать уникальные курсы и попробовать пожить в другой стране. Выбор был сложным − на начальных курсах я подавала заявки на обучение в США, Испании и Германии, но финальный выбор пал на Университет Помпеу Фабра (UPF). К сожалению, из-за ряда обстоятельств я не смогла поехать туда учиться в то время, но на 4 курсе поняла, что для меня это уже, наверное, последняя возможность, которую нельзя упустить.

Выбор UPF для меня был обусловлен большим количеством факторов.

Во-первых, это достаточно сильный университет с точки зрения качества образования. Мое решение ехать на обмен ранее откладывалось в том числе и потому, что в других университетах не было того, что бы меня заинтересовало больше, чем я получала тогда на Совбаке. Поэтому на 4 курсе, когда я поняла, что прослушала практически все, что хотела, на Совбаке, я предположила, что, несмотря на ограниченный лист курсов для студентов по обмену в UPF, я смогу получить то, что меня заинтересует.

Во-вторых, в UPF развита и исследовательская деятельность. Там еженедельно проходит несколько экономических исследовательских семинаров, на которые я ходила в течении всего времени своего обучения. Кроме того, еще когда я изначально планировала ехать по обмену, мне удалось списаться с профессорами и договориться о возможности поработать с ними в качестве RA (научного ассистента), что может стать отличной возможностью для тех, кто планирует продолжать карьеру в академии. 

В-третьих, в Помпеу Фабра находится мой научный руководитель – Рубен Ениколопов, поэтому я хотела потратить это время также и на продуктивную работу над дипломом.

В-четвертых, летом перед обменом я участвовала в летней школе BSE (Barcelona School of Economics) для аспирантов и специалистов, поэтому мне было уже многое здесь знакомо, и это сократило бы издержки на адаптацию. 

И, наконец, мне в целом нравится Барселона: климат, менталитет, культурный код города.

Ожидания и реальность

Но, несмотря, на осознанность моего выбора, меня не оставляли сомнения, что, возможно, решение ехать на учебу по обмену было напрасным, ведь издержки здесь  достаточно большие, а выгоды неочевидные. Вначале мне и правда пришлось столкнуться с некоторыми бытовыми проблемами, но постфактум мне кажется, что это был невероятно классный опыт. Если говорить об учебе, то мой выбор курсов оказался очень крутым. Я прослушала курс гендерной экономики от Либертад Гонзалес и европейской экономики от Фернандо Гуирао. Оба профессора очень погружены в свой предмет и действительно заинтересованы в том, чтобы студенты его понимали, и эта энергетика передается аудитории.  Отдельно я бы хотела рассказать про курс европейской экономики. С точки зрения материала, все очень интересно и важно для понимания текущих событий, но куда больше меня впечатлило другое. Во-первых, это курс, куда записываются в основном студенты программы обмена Erasmus, и где большой акцент сделан на дискуссиях, поэтому обсуждать актуальные проблемы с людьми, имеющими разный опыт было безумно интересно и познавательно. Во-вторых, это − личный подход к каждому: профессор знал всех студентов (более ста человек) по именам и знал, кто какой проект делает и на какой находится стадии, при этом он старался общаться со всеми на их родных языках (он владеет пятью языками). Кроме того, в середине курса он устраивал 5-километровый забег со студентами с небольшим пикником после него. Наверное, это идеал преподавания курса в моем представлении: обширный познавательный материал, возможности дискуссии, реализации своего проекта, а также неформального общения с очень разными людьми.

Ежегодный забег курса Европейская экономика
Фотографии из личного архива Анастасии Небольсиной
Не только учеба

Несмотря на то, что я большую часть времени проводила в университете, мне удавалось также и путешествовать. Здесь хочется отметить, что сам университет организует еженедельные поездки или прогулки на выходных в интересные места по очень низким ценам. Например, я так съездила в Таррагону, Фигерас, посетила историческое здание Университета Барселоны. Кроме того, для студентов предлагались поездки на винодельни, горнолыжный курорт в Андорру и даже прогулка на катере. Программа поездок всегда очень насыщенная, и помимо возможности узнать больше о культуре и истории Каталонии,вы сможете найти себе новых друзей и знакомых со всего мира. Так, например, я познакомилась с парнем из Валенсии и ребятами из Японии и Индонезии, с которыми мы потом ходили в музеи Барселоны. Помимо этого, я путешествовала и самостоятельно. Это относительно дешево, и из аэропорта Барселоны можно улететь почти в любое место в Европе. Так, я посетила Мадрид и Бильбао в Испании, Лиссабон в Португалии, съездила на юг Франции и объехала Италию, начиная с Неаполя и заканчивая Миланом, встречаясь там с друзьями-выпускниками Совбака. Об этих путешествиях можно говорить бесконечно, это было невероятно круто и интересно посмотреть на другие общества антропологическим взглядом.

Отличия в процессе обучения

Возвращаясь к обучению, я бы сказала, что в целом этот процесс очень похож на Совбак – пары, семинары, экзамены, еженедельные домашние работы, проекты. По крайней мере на моих курсах, я видела тот же индивидуальный подход и упор на исследования, что и у нас в Школе. Но, конечно, UPF сам по себе намного больше, в этом плане он скорее похож на Вышку. Единственное, что отличается, и это мне очень понравилось –  здесь все предельно конкретизировано.  В силлабусе изначально прописаны даты всех занятий, контрольных и тестов, что упрощает выбор курсов и планирование в целом. Поэтому, в частности, все мои путешествия стали возможными.

Само обучение проходило достаточно гладко, у профессоров, которые вели мои курсы, были очень четкие требования и сами они были открыты к любым вопросам. Единственный сложный этап – период регистрации на курсы (и в целом первичная интеграция в систему). Тут вы случайно можете попасть в испанскую группу (иногда один и тот же курс преподается и на английском, и на испанском) или не успеть записаться на курс, который вы хотели. Потом это достаточно просто решалось через специальную форму или письмо в международный отдел, поэтому мне не показалось это серьезной проблемой и в итоге я попала везде, куда хотела. Кроме того, для новых студентов проводится вводная сессия, на которой рассказывается про все сервисы и организации университета. Но у меня на такой сессии, к сожалению, часть выступлений была на испанском…

Барселона

Конечно, то, что UPF находится в самом центре Барселоны, огромное преимущество. Это безумно интересный город с точки зрения своей истории и культуры. В частности, во время экскурсий, нам очень много рассказывали о римских корнях этой территории, а также о непростых отношениях Каталонии и Испанского государства. Кстати, поэтому, тут до сих пор на равных сосуществуют испанский и каталонский языки, но вместе с ними здесь можно услышать и сотни других языков, потому что в Барселону приезжает много мигрантов, и мне было легко здесь жить только с английским. Однако, будь у меня больше времени, я бы взяла еще курсы испанского и каталанского, которые также предлагаются в UPF. Помимо того что, гуляя по городу, вы можете погружаться в его историю – здания разных периодов, остатки фундаметов старого города, названия улиц и многое другое. Побережье более подходит для тех, кто предпочитает спорт: здесь многие бегают или катаются на велосипедах и SUP (кстати, в UPF также есть возможность заниматься командными видами спорта). В Барселоне − множество музеев и галерей на любой вкус, в частности, мне очень понравились музеи современного искусства. Здесь часто проходят различные фестивали и концерты, поэтому не возникает проблем с тем, чем заняться в свободное время. Кроме того, здесь очень приятный климат и много возможностей для пешего туризма.

Поездка в музей Дали
Фотографии из личного архива Анастасии Небольсиной

Подводя итоги, я считаю, что для меня это был очень важный опыт, как с профессиональной точки зрения, так и с личной. Поскольку я планирую поступать в аспирантуру и продолжать развивать свою карьеру в академии, то знания и знакомства, которые мне удалось получить в UPF, точно будут полезными. Кроме того, поскольку я занимаюсь социальными науками, то понимать, как устроены различные общества, знать их историю и актуальные проблемы, безусловно важно, ибо без знания контекста, невозможно изучать и менять мир к лучшему. С личностной точки зрения, я бы отметила, что с этим опытом становишься взрослее. Продолжительная поездка связана с рядом трудностей, начиная с получения визы и заканчивая взаимодействием с местными арендодателями и решением бытовых проблем в абсолютно незнакомой среде. И в целом, путешествия, новые знакомства, выход из зоны комфорта, делают тебя более открытым и более гибким. Поэтому, всем кто сомневается, ехать или нет, я бы советовала однозначно воспользоваться этой возможностью.