Сначала зеленая, потом не очень… Как меняется экономика с ростом ВВП
Государственная комиссия высоко оценила работы выпускников трека «Инструментальные методы», одной из них стала коллективная дипломная работа Ильи Тищенко и Юлии Егоровой «Исследование факторов развития зеленой энергетики», выполненная под руководством профессора Елены Вакуленко и получившая 10 баллов из 10 возможных.
Зеленая повестка — актуальный вопрос современности. Кроме того, один из авторов (Илья Тищенко) работает в нефтяной энергетической компании, для которой этот вопрос злободневный. В рамках дипломной работы магистранты исследовали, как различные факторы, среди которых ВВП, энергетическая безопасность, экологическая политика, влияют на развитие зеленой энергетики в странах мира. Были изучены три основные гипотезы: (а) обратная зависимость выбросов СО2 и доли возобновляемых источников энергии (ВИЭ); (б) нелинейная, параболическая зависимость между ВИЭ и доходом (ВВП на душу населения), обратная к Экологической кривой Кузнеца; (в) влияние энергетической безопасности и мер поддержки для зеленой энергетики на развитие ВИЭ.
В своей работе магистранты основывались на концепции, согласно которой по мере роста ВВП состояние окружающей среды сначала серьезно ухудшается, а затем в обществе появляется спрос на улучшение качества воздуха, воды и заботу о природе, а также ресурсы для развития альтернативных, более бережных к окружающей среде источников энергии, в том числе ВИЭ.
Исследователи использовали несбалансированную панель, охватывающую период с 1970 по 2020 годы и включающую максимально 58 стран. Данные для анализа брались из открытых источников и источников по подписке Вышки — баз данных международных энергетических агентств, World Bank, Our World in Data. По словам магистров, сложности с данными состояли, как это обычно бывает, в несбалансированности панелей.
Для анализа применялся эконометрический анализ на панельных данных и полупараметрическое моделирование. Выпускники онлайн-магистратуры создали новый комплексный индекс, отражающий самообеспеченность страны углеводородами.
Ожидаемые результаты исследования оправдались — исследование подтверждает обратную зависимость, высказанную в гипотезе (а), и нелинейную зависимость согласно гипотезе (б). Были рассмотрены несколько примеров стран, которые либо еще не прошли, либо находятся после точки перегиба для такой зависимости. В рамках гипотезы (в) предполагался негативный значимый коэффициент для энергетической безопасности, эта гипотеза подтвердилась на полной выборке. Тем не менее при разделении стран на подгруппы экспортеров и импортеров были получены противоречивые результаты. Меры поддержки развития ВИЭ положительно влияют на развитие ВИЭ, что подтверждает гипотезу (в).
В заключении выпускники онлайн-магистратуры «Экономический анализ» предложили рекомендации по ускорению развития ВИЭ, основанные на полученных результатах. «Например, мы эмпирически подтвердили влияние строгости мер экологической политики на развитие ВИЭ, соответственно для ускорения развития ВИЭ можем рекомендовать государству устанавливать цену на экологически вредное поведение», — пояснили авторы исследования.
«Отличительной особенностью работы является ее продуманность и наполненность содержанием всех разделов, начиная от вводной части и постановки задачи, где прописана исследовательская рамка, дан глубокий обзор литературы по всем направлениям исследования, подробно описана теоретическая модель, и заканчивая аккуратной эмпирической частью с тестированием всех необходимых предпосылок моделей, проверкой робастности к выбранному методу (тестирование нелинейности связей параметрическими и непараметрическими функциями) и тщательно обоснованными результатами. Мне было очень приятно работать со столь мотивированными и квалифицированными студентами, как Юля и Илья. Их работу можно назвать эталонной. И это подтверждает наивысший балл, полученный на защите. Считаю, что данное исследование должно быть доведено до публикации в международном журнале, тем более что текст работы уже написан на английском языке», — рассказала Елена Вакуленко.
Впечатления магистров об онлайн-магистратуре
Юлия Егорова
«Совершенно искренне могу сказать — впечатления от обучения превысили мои ожидания. Мне понравилось все: весь процесс коммуникации руководителя этой академической программы, Елены Сергеевны, с нами, студентами: от первого вебинара-знакомства до предзащиты. Каждый раз это было неформально, позитивно, с большим вниманием к проблемам студентов, самоотдачей, пользой. Елена Сергеевна для меня — это определенный образец, хочется быть на нее похожей, как профессионально, так и в смысле человеческих качеств.
Мне понравились многие преподаватели-предметники, которые сочетали высокий уровень профессионализма с желанием им поделиться, большинство было открыто для вопросов и консультаций практически круглосуточно. Давалось всегда больше, объем поглощаемых знаний был ограничен только временем, выделенным на учебу.
Мне понравились сами курсы, как предзаписанные, так и читающиеся онлайн непосредственно нам, в каждом из этих способов есть свои плюсы. Понравилось работать в команде над проектами, Илья, конечно — лучший партнер, и успех нашей работы — это в большой части его заслуженный результат, в процессе работы я многому у него научилась.
Возможно, мой отзыв чрезмерно восторженный, но я действительно в восторге от этих двух лет, проведенных с Вышкой. Они были непростыми, приходилось нешуточно напрягаться, но мне немного жаль, что все закончилось».
Илья Тищенко
«Программа довольно сложная, требует больших временных и умственных усилий. Это является плюсом и минусом одновременно. Можно получить широкий спектр знаний и навыков, но это будет стоить усилий.
Мне особенно понравились супер-мотивированные преподаватели, у которых горят глаза и которые готовы заниматься со студентами, пока они не достигнут понимания. Например, такими предподавателями были Наталья Сапункова и Полина Погорелова.
Елена Сергеевна как руководитель программы — очень хороший менеджер, вникающий в проблемы студентов, решающий их в очень сложных ситуациях. Всегда луч позитива. Елена Сергеевна как научный руководитель — прекрасный учитель, дающий нужные советы в нужное время, поддерживающий и мотивирующий.
Самое главное: я считаю, что важный результат любой длительной работы — знакомство с новыми людьми (преподавателями, коллегами-студентами), с некоторыми, я уверен, мы останемся друзьями, надеюсь надолго. У многих людей, которых я встретил во время обучения, мне было чему научиться. Я что-то взял с собой и от обучения и от общения. Этот опыт бесценен!»