• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как влияют результаты матчей на динамику цен акций спонсоров в Лиге Чемпионов УЕФА

Как влияют результаты матчей на динамику цен акций спонсоров в Лиге Чемпионов УЕФА

Представляем результаты научного исследования, выполненного в рамках выпускной квалификационной работы студентами онлайн-магистратуры «Экономический анализ» Илоной Новрузовой и Мархой Ханкерхановой «Оценка влияния результатов футбольных матчей на динамику цен акций спонсоров»

Как вы выбирали тему для ВКР?

Нам интересна сфера спорта, в особенности футбол. Мы понимали, что в футбольную индустрию вливаются большие деньги и хотели посмотреть на влияние результатов футбольных матчей на цены акций спонсоров на примере Лиги Чемпионов УЕФА. 

Данное исследование было направлено на оценку корреляции цен акций и результатов футбольных матчей. Помимо определения их влияния, перед нами стояли задачи в установлении зависимости воздействия от разницы в счете матча, а также группе матча. 

Анализ проводился на основе данных Лиги Чемпионов УЕФА за 2013- 2023 гг. Выборка состояла из команд-победителей, акции спонсоров которых котировались на бирже. Спонсоров мы искали на официальных сайтах футбольных команд. Большую часть котировок компаний спонсоров мы смогли подтянуть с помощью функции в Excel. С теми, что не подтянулись, пришлось повозиться и дособирать вручную.

В своем исследовании мы использовали событийный анализ и линейную регрессию. Проверяли результаты на значимость. 

Какие результаты исследования получены и какую они имеют практическую пользу?

Наша основная гипотеза основывалась на предположении о том, что победа футбольной команды ведет к росту цены акций спонсоров. Нами была выявлена зависимость цен акций от побед футбольных команд, которая более явной и значимой становилась во 2 день после события. Однако, рассмотрев отдельно по спонсорам, было определено, что существуют акции, которые вовсе не реагируют или в меньшей степени реагируют на события. Нахождение причин этому, несомненно, послужит основой для дальнейших исследований.

Вторая гипотеза, которая была доказана, основывалась на предположении о том, что разница в счете матча выступает одним из определяющих факторов зависимости. Данная гипотеза также была доказана в работах (Hanke, Kirchler M, 2010), (Stam, 2014). С помощью построения модели, мы выявили, что разница в счете, равная 3 голам, оказывает наибольшее влияние. Это объясняется тем, что разрыв в 3 и более голов, демонстрирует отличительно высокий уровень игры команды - победителя, которое может оказывать позитивное влияние на болельщиков, в том числе и инвесторов.

Выдвигая третью гипотезу, мы предполагали, что победа в более значимом уровне матча, оказывает большее влияние на рост цен акций. Однако, она была опровергнута, как и в исследовании (Hanke, Kirchler M, 2010). Большая зависимость была выявлена на 1⁄4 стадии матча за 2 дня до события.

Таким образом, задачи, которые стояли перед нами, были решены и получены результаты, которые коррелируют с результатами предыдущих исследований. Однако, существуют и прочие факторы, не учтенные в данном исследовании, но с помощью которых можно будет представлять более детальный анализ. Понимание влияния этих факторов может способствовать более эффективному прогнозированию цен акций спонсоров. Это, несомненно, должно послужить хорошей почвой для аналитиков, инвесторов и спонсоров при принятии решения. 

Авдашева Светлана Борисовна

Авдашева Светлана Борисовна

руководитель департамента прикладной экономики, научный руководитель специализации «Компании, рынки и общественный сектор»

Влияние исходов спортивных состязаний на цены акций основных спонсоров имеет как минимум два объяснения. Первое принадлежит области так называемой поведенческой экономики, которая исследует аномалии выбора людей. Казалось бы, какая связь между исходом футбольного матча и ценой акции (то есть отражением фундаментальной стоимости компании-спонсора)? Но даже если поведение инвесторов иррационально, то работающему на фондовом рынке эта иррациональность может быть интересна, если она регулярно повторяется. Тень проигранного матча ложится и на спонсора – даже если он никак не мог повлиять на исход. Есть, правда и другое объяснение. Оно напротив исходит из представления о том, что спонсоры соревнуются в суперрациональности, в то время как спонсируемые команды играют в футбол. Если ты финансировал аутсайдера, то как же можно верить, что другие твои решения окажутся более удачными? Инвестор в этом случае совершенно рационально полагает, что другие столь же неудачные (как поддержка аутсайдера в футболе) решения компании – о содержании которых он может даже не задумываться и вряд ли их осознаёт, - в конечном итоге снизят её прибыль, а следовательно – фундаментальную стоимость эмитента. Тогда снижение котировок акций спонсора в результате проигранного матча команды полностью укладывается в концепцию рациональности. Но независимо от объяснения, само знание этих закономерностей (равно как и множества других) – часть подготовки экономиста.

Как планируете продолжать исследование?

Как уже говорилось ранее, наблюдается положительная корреляция между победами в матчах и ценами акций спонсоров. Однако, также присутствуют акции, которые не реагируют на победные результаты футбольных матчей.

Данное явление, с нашей точки зрения, имеет явные предпосылки для проведения дальнейшего анализа. Мы предполагаем, что он может быть связан, во-первых, с деятельностью компании-спонсора. С некоторой  долей вероятности предполагается, что спонсоры, которые непосредственно присутствуют на спортивном рынке, могут оказываться под более позитивным влиянием. Это, помимо прочего, объясняется непосредственно происхождением футбола как спортивного мероприятия. 

Также, в ходе нашего исследования мы обнаружили, что некоторые спонсоры на протяжении длительного времени спонсируют одну и ту же команду, а другие периодически сменяются и заключают спонсорское соглашение на более короткий период. В данном случае возникает вопрос: уменьшается ли влияние результатов футбольных матчей на цену акций спонсоров при длительном спонсировании. При подтверждении этого предположения становится необходимым определить оптимальный период времени, когда результаты матчей могут положительно воздействовать на рентабельность акций. Второй вопрос, который остается открытым: каким эффектом сопровождается продление спонсорского соглашения, в особенности, возобновление.

В спорте часто встречается такое явление, как трансфер спортсменов. Мы предполагаем, что, заключая соглашение с командой, спонсоры, помимо всего прочего, действуют из допущений о присутствии в команде ключевого игрока – наиболее известного и значимого в мире футбола спортсмена. Это приводит к размышлению о том, как данное явление может отразиться на взаимосвязи результатов футбольных матчей и цена акций спонсоров.

Илона Новрузова

выпускница онлайн-магистратуры «Экономический анализ» 

На протяжении всего периода обучения в онлайн-магистратуре «Экономический анализ» все преподаватели были постоянно на связи. Несмотря на то, что программа онлайн, постоянно присутствует «понимание», что ты учишься. Это дает силы продолжать каждый раз, вникая во всё новые вопросы и предметы.

Несомненный плюс, что все онлайн семинары и вебинары можно смотреть в удобное время. Можно пересматривать запись столько, сколько потребуется. Присутствует возможность выбрать свой трек, взять интересующие предметы.

Для работающих людей то, что программа онлайн - огромный плюс.

Оценка влияния результатов футбольных матчей на динамику цен акций спонсоров

Руководитель: Сорокин Илья Анатольевич

Аннотация: Данное исследование направлено на оценку зависимости цен акций спонсоров от результатов футбольных матчей. Основные вопросы, которые рассматриваются в работе: присутствует ли связь между победами футбольных команд и ростом капитализации компаний-спонсоров; способствует ли больший разрыв в счете матча большему воздействию на цены акций спонсоров; зависит ли уровень влияния от стадия матча. Данные исследования включают в себя итоги матчей Лиги Чемпионов УЕФА, сезоны 2013/2014-2022/2023.