Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики

Поляризация, диктатура и образовательный колониализм: в Нижнем Новгороде прошли дни «Культурного трансфера»

В нижегородском кампусе НИУ ВШЭ прошла Международная научно-практическая конференция «Культурный трансфер: формирование созидательного человеческого капитала». Ее участники в числе прочего обсудили вопросы поляризации общества, проблемы демократии, а также то, какие формы принимает современный колониализм.

Поляризация, диктатура и образовательный колониализм: в Нижнем Новгороде прошли дни «Культурного трансфера»

iStock

Этот год особенный и для Нижнего Новгорода, и для местного филиала Вышки: город отмечает 800 лет с момента основания, филиалу исполнилось 25. Открывая конференцию, проректор НИУ ВШЭ Иван Простаков отметил, что университет четко следует принципу «четыре кампуса — один университет»: «Мы работаем по единым стандартам, у нас единые подходы, но в каждом городе есть своя специфика. Я думаю, что эта конференция на базе кампуса в Нижнем Новгороде прекрасно иллюстрирует эту формулу».

С первым пленарным докладом на конференции выступил ординарный профессор, руководитель департамента математики факультета экономических наук НИУ ВШЭ Фуад Алескеров. Речь шла о сути противоречий внутри общества: как общество разъединяется, почему в итоге люди, проживая вместе, занимают принципиально разные политические позиции — от крайне левых до крайне правых. Для обозначения этого разрыва он использовал термин «поляризация». По мнению профессора, корень противоречий лежит в базовых причинах, которые вызывают эту поляризацию. Если разделение общества происходит из-за неравенства, войны и иных социальных потрясений, то в обществе будет высокий запрос на левую повестку: свободы, равенство и прочее. В случае же, когда поляризация достигнута разрушением базовых ценностей общества (институт семьи, брака и так далее), в обществе будет преобладать правый дискурс.

Теме выбора дискурса в обществе был также посвящен доклад нобелевского лауреата, профессора Гарвардского университета, председателя Международного экспертного совета ВШЭ Эрика Маскина. Он рассказал о современных подходах к теореме Эрроу, суть которой заключается в том, что не существует объединения предпочтений индивидуальных акторов при наличии более трех альтернатив. Теорема Эрроу часто трактуется как доказательство неизбежности диктатуры и невозможности демократии. Отвечая на вопрос об этом, Эрик Маскин сказал, что, хотя Кеннет Эрроу и являлся его учителем, сам он считает убеждения наставника излишне пессимистичными.

«Эрроу был слишком пессимистичен, в том числе потому, что он был слишком требователен», — отметил нобелевский лауреат, обратив внимание на то, что благодаря изменениям, которые удалось внести в теорему уже после Эрроу, ее нельзя называть «теоремой о неизбежности диктатора».

Эрик Маскин — не случайный гость в нижегородском филиале НИУ ВШЭ. Ранее профессор лично посещал кампус, а одна из аудиторий нижегородской Вышки даже носит имя всемирно известного ученого. 

Ключевую для нынешней конференции тему поляризации общества подхватили участники секции «Экосистема региона: образование как драйвер развития региона и точка роста для бизнес-сообщества». Обсуждение открыл доклад Ивана Простакова. Он рассказал о том, как концепция культурного трансфера может быть применена в работе по привлечению иностранных студентов и какие трудности при этом могут возникнуть. 

Иван Простаков обратился к работам французского историка Мишеля Эспаня, одного из основоположников транснационального подхода и участника этой конференции. Важным пунктом такого подхода является отказ от понятий «нация» и «страна». Эспань считает, что в современном мире «проблема национального самоопределения потеряла свою остроту». Проректор Вышки отметил, что интернационализация в сфере образования в широком смысле оказывается затруднена, возникает ее протестное восприятие как возможности, которая доступна только небольшой элитной группе студентов.

Сегодня все чаще речь идет об «образовательном колониализме». Если колониализм в своем классическом виде предполагал эксплуатацию природных и, например, территориальных ресурсов, то в данном случае используются уже интеллектуальные возможности зависимых стран.

Уже сейчас 40% иностранных студентов Франции происходят из франкофонной Африки, а 45% испанских иностранных студентов приезжают из Латинской Америки. По прогнозам 2018 года, к 2040 году общее количество студентов в мире достигнет 600 млн человек. Страны АТЭС и Юго-Западной Азии, где будут сконцентрированы потенциальные студенты, не смогут предоставить им возможность обучаться на родине из-за нехватки мощностей университетов. Тогда желающие получить высшее образование будут вынуждены стать иностранными студентами, отметил Иван Простаков.

В то же время, по его мнению, образовательный колониализм может носить и положительный характер: речь идет все-таки о получении образования ребятами из неблагополучных стран.

Другой проблемой является открытие филиалов европейских и американских университетов на территории других государств, под влияние которых попадают более «слабые» системы образования. Филиалы должны работать по локальным нормам, но если система меняется в их пользу, то возникает вопрос: несут ли эти организации культурный трансфер или происходит колонизация национальных и региональных университетов?

О конференции

Международная научно-практическая конференция «Культурный трансфер: формирование созидательного человеческого капитала» проходила с 19 по 21 октября в режиме онлайн. Ее участники также обсудили новые вызовы постиндустриального общества, умные технологии и оптимальные решения в инновационном обществе, межкультурные связи и обмен опытом. Платформа нижегородского кампуса объединила десятки ученых со всего мира. Конференция включена в программу мероприятий празднования 800-летия со дня основания Нижнего Новгорода в 2021 году.