Поляризация, диктатура и образовательный колониализм: в Нижнем Новгороде прошли дни «Культурного трансфера»
Этот год особенный и для Нижнего Новгорода, и для местного филиала Вышки: город отмечает 800 лет с момента основания, филиалу исполнилось 25. Открывая конференцию, проректор НИУ ВШЭ Иван Простаков отметил, что университет четко следует принципу «четыре кампуса — один университет»: «Мы работаем по единым стандартам, у нас единые подходы, но в каждом городе есть своя специфика. Я думаю, что эта конференция на базе кампуса в Нижнем Новгороде прекрасно иллюстрирует эту формулу».
С первым пленарным докладом на конференции выступил ординарный профессор, руководитель департамента математики факультета экономических наук НИУ ВШЭ Фуад Алескеров. Речь шла о сути противоречий внутри общества: как общество разъединяется, почему в итоге люди, проживая вместе, занимают принципиально разные политические позиции — от крайне левых до крайне правых. Для обозначения этого разрыва он использовал термин «поляризация». По мнению профессора, корень противоречий лежит в базовых причинах, которые вызывают эту поляризацию. Если разделение общества происходит из-за неравенства, войны и иных социальных потрясений, то в обществе будет высокий запрос на левую повестку: свободы, равенство и прочее. В случае же, когда поляризация достигнута разрушением базовых ценностей общества (институт семьи, брака и так далее), в обществе будет преобладать правый дискурс.
Теме выбора дискурса в обществе был также посвящен доклад нобелевского лауреата, профессора Гарвардского университета, председателя Международного экспертного совета ВШЭ Эрика Маскина. Он рассказал о современных подходах к теореме Эрроу, суть которой заключается в том, что не существует объединения предпочтений индивидуальных акторов при наличии более трех альтернатив. Теорема Эрроу часто трактуется как доказательство неизбежности диктатуры и невозможности демократии. Отвечая на вопрос об этом, Эрик Маскин сказал, что, хотя Кеннет Эрроу и являлся его учителем, сам он считает убеждения наставника излишне пессимистичными.
«Эрроу был слишком пессимистичен, в том числе потому, что он был слишком требователен», — отметил нобелевский лауреат, обратив внимание на то, что благодаря изменениям, которые удалось внести в теорему уже после Эрроу, ее нельзя называть «теоремой о неизбежности диктатора».
Эрик Маскин — не случайный гость в нижегородском филиале НИУ ВШЭ. Ранее профессор лично посещал кампус, а одна из аудиторий нижегородской Вышки даже носит имя всемирно известного ученого.
Ключевую для нынешней конференции тему поляризации общества подхватили участники секции «Экосистема региона: образование как драйвер развития региона и точка роста для бизнес-сообщества». Обсуждение открыл доклад Ивана Простакова. Он рассказал о том, как концепция культурного трансфера может быть применена в работе по привлечению иностранных студентов и какие трудности при этом могут возникнуть.
Иван Простаков обратился к работам французского историка Мишеля Эспаня, одного из основоположников транснационального подхода и участника этой конференции. Важным пунктом такого подхода является отказ от понятий «нация» и «страна». Эспань считает, что в современном мире «проблема национального самоопределения потеряла свою остроту». Проректор Вышки отметил, что интернационализация в сфере образования в широком смысле оказывается затруднена, возникает ее протестное восприятие как возможности, которая доступна только небольшой элитной группе студентов.
Сегодня все чаще речь идет об «образовательном колониализме». Если колониализм в своем классическом виде предполагал эксплуатацию природных и, например, территориальных ресурсов, то в данном случае используются уже интеллектуальные возможности зависимых стран.
Уже сейчас 40% иностранных студентов Франции происходят из франкофонной Африки, а 45% испанских иностранных студентов приезжают из Латинской Америки. По прогнозам 2018 года, к 2040 году общее количество студентов в мире достигнет 600 млн человек. Страны АТЭС и Юго-Западной Азии, где будут сконцентрированы потенциальные студенты, не смогут предоставить им возможность обучаться на родине из-за нехватки мощностей университетов. Тогда желающие получить высшее образование будут вынуждены стать иностранными студентами, отметил Иван Простаков.
В то же время, по его мнению, образовательный колониализм может носить и положительный характер: речь идет все-таки о получении образования ребятами из неблагополучных стран.
Другой проблемой является открытие филиалов европейских и американских университетов на территории других государств, под влияние которых попадают более «слабые» системы образования. Филиалы должны работать по локальным нормам, но если система меняется в их пользу, то возникает вопрос: несут ли эти организации культурный трансфер или происходит колонизация национальных и региональных университетов?
О конференции
Международная научно-практическая конференция «Культурный трансфер: формирование созидательного человеческого капитала» проходила с 19 по 21 октября в режиме онлайн. Ее участники также обсудили новые вызовы постиндустриального общества, умные технологии и оптимальные решения в инновационном обществе, межкультурные связи и обмен опытом. Платформа нижегородского кампуса объединила десятки ученых со всего мира. Конференция включена в программу мероприятий празднования 800-летия со дня основания Нижнего Новгорода в 2021 году.
Стажер-исследователь Лаборатории экономической журналистики специально для HSE.Daily
Все новости автора
Стажер-исследователь Лаборатории экономической журналистики специально для HSE.Daily
Все новости автора
Алескеров Фуад Тагиевич
Руководитель департамента математики факультета экономических наук НИУ ВШЭ
Маскин Эрик Старк
Председатель Международного экспертного совета
Простаков Иван Валериевич
Проректор НИУ ВШЭ