Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики

Хрущевки 2.0: почему в России и мире растет спрос на малогабаритное жилье

Малогабаритные квартиры в типовых панельных домах снова становятся популярными. Хотя такое жилье строят сейчас даже в Кремниевой долине, в России малогабаритки вызывают ассоциации с советскими хрущевками. Как в городском строительстве возникло само это явление и почему старые практики нельзя недооценивать и сейчас они возвращаются в моду, обсуждали участники онлайн-дискуссии «Советское жилое наследие: дар или обременение» в НИУ ВШЭ, организованной Высшей школой урбанистики имени А.А. Высоковского.

Хрущевки 2.0: почему в России и мире растет спрос на малогабаритное жилье

Wikimedia Commons

Свое жилье и веха в истории

Типовая застройка когда-то стала спасением для миллионов советских граждан, ютившихся в бараках и коммуналках. Журналист и автор телеграм-канала EventsAndTexts Борис Грозовский привел в пример историю собственной семьи: пять человек жили в одной маленькой комнатушке, где некоторым родственникам порой приходилось спать на столах, а бабушка не уходила с кухни из-за боязни, что на почве бытовых разногласий соседи могут отравить еду. «Нынешним поколениям сложно воспринимать эмоциональный фон радости обретения собственного жилья», — отмечает он.

В начале 1950-х годов, при Никите Хрущеве, в СССР была запущена программа по массовому жилищному строительству. Однотипные панельные, преимущественно пятиэтажные дома с маленькими квартирами народ прозвал хрущевками.

За 10 лет в союзных республиках было построено жилье для 105 млн человек — на тот момент это треть населения страны. Ни до, ни после в истории нашего государства квартирный вопрос не решался так стремительно и эффективно, отмечают эксперты.

Исследователь советской архитектуры Филипп Мойзер подчеркивает, что советская программа по переселению людей в собственные квартиры является одной из главных вех в истории строительства XX века, так как она охватывает треть земного шара — от Атлантики до Балтийского моря. Данная программа уникальна тем, что в ней использовались те же методы строительства — заливки бетона, заводского оформления и технологии сборки, — которые актуальны и сейчас, спустя 50 лет. Нельзя недооценивать и наисложнейшую координацию этой работы на просторах бывшего СССР. 

Старая типовая застройка существует до сих пор, в таких домах живут новые поколения семей, однако с каждым годом все острее встает проблема реконструкции этих панелек. Как отмечает доцент факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ, главный архитектор проекта Центра планирования и проектирования инфраструктуры и городской среды Виталий Стадников, после распада СССР большинство домов были приватизированы и остаются непонятными юридические и финансовые механизмы их реконструкции. «Только в Москве можно выселить жильцов, построить дом и обратно заселить их. Другие регионы вряд ли смогут позволить себе такую роскошь», — констатирует он. 

Хрущевки нельзя полюбить

В то же время существует большое количество скептиков, с презрением смотрящих на модернизм, к которому относятся типовые старые панельки. Доцент факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Иван Митин связывает это с проблемой самоопределения в обществе: из-за стандартизованности жилых районов у местных жителей нет времени посмотреть на среду и полюбить ее. Люди потеряны в рутине работы и метро, а спальное жилье усугубляет ситуацию, не предполагая в своей застройке уникальности. «Люди перестают рефлексировать, и отсутствуют локальные сообщества, стимулирующие к коммуникациям», — с огорчением отмечает ученый.

Филипп Мойзер не согласен с таким подходом. «Несмотря на то что и в условном южном Ташкенте, и в условном северном Ленинграде строились абсолютно идентичные дома, они выглядят по-разному», — подчеркивает он. Такой эффект достигается в том числе благодаря творчеству местных художников, которые наносили на дома фрески и арты. Панельки являются частью русской и советской идентичности, уверен исследователь. 

«Последние примеры строительства панельных домов в Москве показывают, что наряду с традиционным блочным возведением городские власти побуждают и мотивируют строительные компании как можно более творчески подходить к задачам», — отмечает Филипп Мойзер.

Ему вторит исследователь городов, урбан-дизайнер, ведущий телеграм-канала Urban Paradoxes Куба Снопек: «В Польше совсем недавно относились с пренебрежением к архитектуре XIX века, а сейчас уважают и заносят в реестры памятников постройки этой эпохи».

Почему появляются «человейники»

Типовые дома с маленькими квартирами, сильно напоминающие советские хрущевки, сегодня снова активно возводятся в России и в мире. Так, например, в Калифорнии, в Кремниевой долине, некоторые стартапы практикуют строительство именно малогабаритных квартир. Бурный рост такой застройки в США связан в первую очередь с ростом цен на жилье, подчеркнул Куба Снопек. Экономика проста: маленькие по площади квартиры дешевле и легче реализуются. 

В России также растет спрос на малогабаритки, и эксперты видят в этом риски. «Статистика продаж квартир показывает, что их метраж снижается, а это, в свою очередь, порождает риски возникновениях кварталов “человейников” с квартирами-клетушками», — отметил доцент факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Николай Кичигин, отвечая на вопрос Лаборатории экономической журналистики ВШЭ. Несмотря на то что данное жилье формально нельзя назвать хрущевками, фактически оно таким и является, уверен он. 

Рост спроса на панельные дома связан с программой реновации. Люди, покупающие жилье, понимают, что улучшат жилищные условия, получив квартиру в новом доме. Данная возможность порождает дополнительный спрос, пояснила для Лаборатории экономической журналистики ВШЭ доцент факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Мария Сафарова. 

«Законодательство сильно упростило ряд вопросов, касающихся изъятия недвижимости, тем самым снизив риски, связанные с расселением и приобретением недвижимости, для девелоперов. Но при этом городам нужно следовать собственной градостроительной стратегии, а не приспосабливаться к запросам девелоперов», — подчеркивает Мария Сафарова.