Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики

Посмотреть и потрогать: россияне не доверяют онлайн-покупке продуктов питания

Россияне даже в условиях пандемии не спешат переводить все свои покупки в онлайн, показал опрос, проведенный НИУ ВШЭ. Многие активно скачивают приложения онлайн-магазинов и доски объявлений, однако продукты и товары для дома предпочитают покупать в обычных магазинах. В интернете же чаще приобретают бытовую технику, одежду и обувь. Но спрос на онлайн-покупки растет, сервис становится лучше, и эксперты прогнозируют, что ситуация изменится.

Посмотреть и потрогать: россияне не доверяют онлайн-покупке продуктов питания

iStock

Переход розничной торговли в режим онлайн во время пандемийных ограничений был неравномерным, показал социологический онлайн-опрос «Повседневные практики населения: потребительский выбор и бюджеты времени», проведенный НИУ ВШЭ летом 2021 года. Так, почти 30% опрошенных отметили, что предпочитают покупать бытовую технику и электронику онлайн, еще 22% используют интернет для выбора будущего приобретения, но за товаром идут в обычный магазин.

С продуктами ситуация иная: 85% респондентов выбирают и покупают их в обычных магазинах, и только 7% — заказывают через интернет. Первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев связывает эту разницу с исторически сложившимися привычками россиян: онлайн-торговля начиналась с компьютерной, бытовой техники и электроники, и с годами их дистанционная покупка стала нормой, особенно в случаях доставки негабаритных товаров. «В отношении продуктов питания привычки были другие: хочется лично отобрать, проверить сроки годности, не полагаться на доставку (мало ли, где и сколько это валялось)», — отметил он. 

«Важна была и позиция крупного ритейла, который долгое время считал доставку продуктов питания экономически невыгодной (средний чек низкий, инфраструктура доставки не выстроена). И пионерные опыты «Утконоса» особенно никого не убеждали. Также ряд попыток войти на этот рынок проваливался», — добавил Вадим Радаев.

По его словам, ситуацию сильно изменила пандемия: «она создала спрос на онлайн, понизила трафик в офлайне и заставила ритейлеров конкурировать в сфере доставки». «Так что 15% — это уже значительная величина. И теперь она будет заметно расти», — полагает эксперт.

Кроме того, добавляет доцент Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Андрей Старков, улучшился также сервис ключевых игроков этого рынка. Через несколько лет структура потребления серьезно изменится, а продукты питания станут ключевым драйвером роста онлайн-рынка, уверен он.

Тенденцию подтверждают и цифры: более половины опрошенных (54%) признались, что на их смартфонах уже установлены приложения крупных гипермаркетов и маркетплейсов, а еще 12% сказали о наличии у них приложений онлайн-магазинов и платформ. Почти 70% респондентов за год — с середины 2020-го по июль 2021 года — хотя бы раз совершали покупки в российских интернет-магазинах, 38% — пользовались также иностранными платформами. При этом рост популярности интернет-заказов затронул все возрастные категории — от 18 до 65 лет и старше. 

Порядка 24% опрошенных заявили, что покупают в интернете одежду и обувь, еще 8% используют глобальную сеть для выбора товаров этой категории, но покупать идут в обычный магазин. 18% респондентов покупают онлайн товары для дома, еще 10% — выбирают их в интернете, а приобретают офлайн. Динамика здесь незначительно меняется в зависимости от возраста опрошенных. И как отмечают сами исследователи, «при выборе товаров более обеспеченные россияне ориентируются на качество, в то время как менее обеспеченные — на цену, специальные предложения, отечественное производство».   

Пандемия и связанные с ней ограничительные меры также способствовали популяризации услуг по доставке готового питания, однако, как показали результаты опроса, не привели к кардинальной смене потребительских привычек в еде. Так, 84% респондентов указали, что они часто едят блюда, приготовленные дома. Причем вне зависимости от возраста: в группе 18–24 лет таких ответов 80%. 

Причина таких гастрономических предпочтений проста: люди экономят, а готовая еда зачастую расценивается как серьезная трата, отмечает доцент факультета социальных наук НИУ ВШЭ Сергей Давыдов. Он обращает внимание на то, что психологически даже полуфабрикаты, продажи которых растут во всех торговых сетях, расцениваются большинством как еда, приготовленная дома. 

Как показал онлайн-опрос, приложения для заказа готовой еды установлены на телефоне у 17% россиян. Они уступают по популярности приложениям онлайн-аптек (24%), сервисам частных объявлений (47%) и приложениям гипермаркетов (54%).

«На изменение потребительских привычек (например, привычки к домашнему приготовлению еды) требуется больше времени, они могут отставать от технологических изменений», — отмечает Вадим Радаев.

Социологический онлайн-опрос «Повседневные практики населения: потребительский выбор и бюджеты времени»

Социологический онлайн-опрос «Повседневные практики населения: потребительский выбор и бюджеты времени» проведен НИУ ВШЭ с 15 июня по 1 июля 2021 года. В анкетировании приняли участие около 5 тысяч россиян старше 18 лет, имеющих доступ к сети Интернет. Квотное распределение респондентов соответствует распределению интернет-аудитории в России. Респондентов просили оценить, как изменились их повседневные практики за последние 12 месяцев.