Молодежь отказывается от товаров, не учитывающих требования ESG
От покупки нужных товаров по экологическим, социальным и политическим причинам хотя бы раз за последний год отказывались 17% участников онлайн-опроса «Повседневные практики населения: потребительский выбор и бюджеты времени», проведенного НИУ ВШЭ летом 2021 года. О таких прецедентах заявили 29% опрошенных в возрасте 18–24 лет. Для сравнения: в группе респондентов 25–34 лет доля отказывавшихся значительно ниже — 19%. В других возрастных группах таких еще меньше: из числа респондентов старше 65 лет только 13% отказывались от покупок по неэкономическим причинам.
Наблюдаемый тренд связан с различиями между поколениями. Есть исследования, которые показывают сильную разницу в принципах потребления между поколениями Z, Y и X, и они отчасти пересекаются с возрастными категориями исследования ВШЭ, отмечает доцент факультета социальных наук и факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ Ольга Логунова.
«Молодое поколение осуществляет более осознанный выбор», — отмечает эксперт. По ее словам, молодые люди лучше информированы о возможностях рынка. Одной из причин, влияющих на молодое поколение, может быть связь между исследуемой группой и контентом, который она потребляет. Речь идет не о технической доступности тех или иных платформ для людей среднего и пожилого возраста, а о привычках и общих жизненных ориентирах разных возрастных групп, рассуждает Ольга Логунова.
Только 29% опрошенных сразу совершают покупку, если им понравилась какая-то вещь. Большинство участников опроса — 85% — перед крупной покупкой, например, техники всегда изучают как можно больше информации о ней. При этом 51% респондентов нравится покупать товары у социально ответственных компаний, а 37% обращают внимание на экологичность товаров.
В целом последние пять лет заметно усиление тренда на осознанное потребление. «Это хорошо коррелирует с экологической повесткой, изменением климата и экоактивизмом», — подчеркивает Ольга Логунова.
В то же время нельзя говорить о том, что потребитель, отказавшийся от покупки по неэкономическим причинам, обязательно задумывается об экологии, замечает доцент факультета социальных наук НИУ ВШЭ Сергей Давыдов. Причины могут быть более личными и даже эмоциональными. Например, человек зашел в магазин, а там грязно, и он может считать это экологической причиной, что не совсем корректно.
Социологический онлайн-опрос «Повседневные практики населения: потребительский выбор и бюджеты времени»
Социологический онлайн-опрос «Повседневные практики населения: потребительский выбор и бюджеты времени» проводился НИУ ВШЭ с 15 июня по 1 июля 2021 года. В анкетировании приняли участие около 5 тысяч россиян старше 18 лет, имеющих доступ к сети Интернет. Квотное распределение респондентов соответствует распределению интернет-аудитории в России. Респондентов просили оценить, как изменились их повседневные практики за последние 12 месяцев.
Стажер-исследователь Лаборатории экономической журналистики специально для HSE.Daily
Все новости автора
Логунова Ольга Сергеевна
Доцент факультета социальных наук и факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ