Растущие долги и инфляция: COVID-19 бросает вызов мировой экономике
С приветственным словом к участникам конференции обратился ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов. «Я уверен, что обмен идеями специалистов разных государств поможет нам приблизить общее понимание процессов, происходящих сегодня в мире», — отметил он.
Один из ключевых вызовов для мировой экономики — рост долговой нагрузки. Так, уровень государственного долга стран «Большой семерки» (Великобритания, Германия, Италия, США, Франция, Япония, Канада) по состоянию на 2021 год оказался выше, чем в послевоенное время, обратил внимание главный экономист Евразийского банка развития и Евразийского фонда стабилизации и развития Евгений Винокуров. Его доклад был посвящен рискам, связанным с ростом долговой нагрузки.
«У Индии и Бразилии уровень долга выше 70% ВВП, при этом есть серьезная зависимость от рынка капитала. По коммерческому долгу сейчас начнут повышаться ставки. За этими странами надо следить», — добавил он.
Список стран, состояние госдолга которых требует внимания, расширил бывший ведущий специалист департамента стратегического планирования Группы Всемирного банка Сергей Шаталов. По его словам, аналитики, занимающиеся долговыми вопросами, опасаются сейчас экономической ситуации в Турции и Аргентине, а также в ЮАР и Колумбии. Несмотря на то что эти страны входят в группу крупных развивающихся экономик и институциональный потенциал управления долгом у них высок, их экономики могут не справиться с высоким уровнем долга, поделился опасением эксперт.
Данные Международного валютного фонда
По данным Международного валютного фонда (МВФ), общий суверенный долг всех стран составил в 2020 году 226 трлн долларов, достигнув 256% мирового ВВП. Годовой рост составил 28 процентных пунктов. Эксперты МВФ объясняют ситуацию глобальным кризисом в сфере здравоохранения и глубокой рецессией. При этом в странах с развитой экономикой размер госдолга увеличился примерно с 70% ВВП в 2007 году до 124% ВВП в 2020 году. Как отмечается в докладе Всемирного банка International Debt Statistics 2022, объем внешнего долга стран с низким и средним уровнем дохода в совокупности вырос на 5,3% в 2020 году — до 8,7 трлн долларов.
Оба докладчика сошлись на том, что уровень прозрачности публикуемой информации о состоянии госдолга снизился и увеличилась доля кредиторов, которые не сотрудничают с международными институтами урегулирования долговых проблем.
В то же время рост уровня госдолга произвел позитивное влияние на фондовый рынок, отметил президент Института энергетики и финансов, директор Центра экономической экспертизы Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Марсель Салихов.
«Интересно, что если смотреть только на показатели индексов на финансовых рынках, то невозможно сопоставить улучшение ситуации с экономическими шоками и влиянием пандемии», — констатировал эксперт.
По словам Евгения Винокурова, это явление частично можно объяснить «финансовыми репрессиями». Речь идет о политике, при которой доход перераспределяется в пользу государства, а домохозяйства при этом получают отрицательную реальную доходность. Из-за этого последние были вынуждены массово выходить на биржу в поисках положительного дохода. При этом, как отмечают эксперты, частные инвесторы идут в сегменты с большой долей риска: высоковолатильные акции, мусорные облигации, meme stocks (мем-акции — акции, которые стали вирусными в интернете, привлекая внимание розничных инвесторов).
Старший преподаватель факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Анастасия Подругина обратила внимание, что с сентября 2021 года центральные банки поддерживали долговой рынок: они покупали не только государственные активы, но и корпоративные долги. Инвестиционный сектор, по ее словам, на внедрение мер поддержки отреагировал понижением ставок, в то время как ставки высокодоходного сектора на фоне общего снижения не изменились.
Начиная с 2021 года на финансовых рынках наблюдается нестабильность, связанная с инфляцией, обратил внимание Марсель Салихов. Ее, в свою очередь, усугубили структурные изменения потребления домохозяйств во время пандемии и закрытых границ, отмечает эксперт.
Инфляция играет важную роль при оценке государственного долга стран. Например, госдолг США за последние два года не изменился в реальном выражении, потому что «инфляция была здесь надежным союзником» и помогала обслуживать долг, отмечает Анастасия Подругина. «Все зависит от баланса повышения ставок и снижения инфляции. Центральным банкам нужно решить, как за счет инфляции разрешить корпоративному сектору больше занимать, а государству — иметь меньший государственный долг», — рассуждает Анастасия Подругина.
Центральные банки, по ее словам, сейчас находятся на пороге серьезного решения о том, «в какой степени бороться с инфляцией и в какой степени этой инфляции разрешить восстанавливать экономику».
Марсель Салихов уверен, что инфляция и в 2022 году сохранится на высоком уровне. Это, в свою очередь, «приведет к ужесточению денежно-кредитной политики, а участники фондовых рынков в условиях низких ставок продолжат искать доходность в более рискованных сегментах», добавил он.
Девятая ежегодная конференция по мировой экономике «Хрупкая мировая экономика: вызовы неравномерного восстановления»
Девятая ежегодная конференция по мировой экономике «Хрупкая мировая экономика: вызовы неравномерного восстановления» проходила 14–15 декабря. Главной ее темой стало влияние пандемии COVID-19 на международные финансы, торговлю и зеленый переход. В мероприятии принимали участие представители университетов и исследовательских центров России, Великобритании, Китая, Бельгии, Республики Корея, США и Германии. За последние восемь лет конференция стала одной из крупнейших российских площадок для обсуждения экономических тенденций и проблем.
Стажер-исследователь Лаборатории экономической журналистики специально для HSE.Daily
Все новости автора
Анисимов Никита Юрьевич
Ректор НИУ ВШЭ
Подругина Анастасия Викторовна
Старший преподаватель факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ
Салихов Марсель Робертович
Президент Института энергетики и финансов, директор Центра экономической экспертизы Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ