Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики

Коммерциализация руин: как ввести культурное наследие в экономический оборот

Экономика объектов культурного наследия как бизнес-направление развивается в мире с 1970-х годов, однако до сих пор не пользуется популярностью в России. В нашей стране распространено убеждение, что работа с объектами культурного наследия — прерогатива государства. Нужно ли привлекать в этот сектор частный бизнес и как это сделать, в рамках открытой лекции Вышки в Культурном центре ЗИЛ рассказала старший преподаватель Высшей школы урбанистики им. А.А. Высоковского НИУ ВШЭ Виктория Мальцева.

Коммерциализация руин: как ввести культурное наследие в экономический оборот

Коммерческая и социальная активность в городе неразрывно связана с расположением объектов культурного наследия (ОКН). Бизнес в России испытывает притяжение к ОКН, но «не заходит непосредственно внутрь». Проблема в зарегулированности: предприниматель видит объект, но не понимает, как с ним работать. «Это такой красивый декор, который никогда не используется; хорошо иметь дома любимую вазу, в которую вы не поставите цветы», но это слишком расточительно, подчеркивает Виктория Мальцева.

Сложности развития объектов культурного наследия в России объясняются тем, что ими занимается государство, уверена она. ОКН по большей части находятся на балансах региональных и муниципальных властей. Соответственно, их содержание и развитие ложится на плечи властей разных уровней. Чиновники жалуются, что ОКН много, бюджеты им нужны немалые, а их коммерческий успех туманен, поясняет эксперт. В мире зачастую все наоборот. Объекты культурного наследия находятся во владении частных лиц, а государство стимулирует частников их сохранять.

Административные барьеры

В России, пока объект культурного наследия находится в хорошем состоянии, государство держит его в собственности, и только в плохом состоянии его могут передать инвестору, рассказывает Виктория Мальцева. «Получается странная ситуация: нужно искусственно доводить объект до непригодного состояния», — констатирует эксперт. За подобные объекты инвесторы не всегда берутся из-за нерентабельности.

Нормативы, принятые на уровне законодательства, вынуждают инвестора полностью восстанавливать и реставрировать объект — вплоть до тона краски и формы дверных наличников. В итоге, по словам Виктории Мальцевой, реставрация в России в среднем обходится в 4 раза дороже, чем в Европе. И проблема даже не в стоимости материалов — в стране есть конкурентоспособные производители — и не в стоимости услуг реставратора. Цены раздуваются за счет административных барьеров и регуляторных ограничений, подчеркивает эксперт. Практики коммерциализации руин у нас нет.

Другая проблема в том, что ОКН формируют буфер, вокруг которого нельзя возводить капитальные строения. Если строить, например, кафе, то помещение будет некапитальным: его можно использовать только в теплое время года, что в России не очень экономически эффективно, объясняет Виктория Мальцева.

В Нью-Йорке, приводит она пример, местные власти проводят открытые онлайн-встречи с жителями, где рассказывают, как можно отреставрировать историческое здание. Там человек может позвонить в специальную службу, «которая его за руку будет сопровождать» в этом процессе, направит в архив, где покажет, например, нужный оттенок краски. А главное — заинтересованный в реставрации человек может получить беспроцентный кредит или грант на сохранение собственного дома.

Новый подход

Еще одна сложность в привлечении инвесторов в сферу ОКН — это отсутствие понятной и универсальной типологизации таких объектов. Как объясняет Виктория Мальцева, типологизация ОКН определяется федеральным законодательством: памятник, ансамбль, достопримечательное место. Классификация строится строго по физическому признаку: одно здание — памятник, три — ансамбль, больше — достопримечательное место. В понимании чиновника все еще проще: разрушенный и неразрушенный объект, то есть тот, который нужно срочно продать инвестору, и тот, который можно еще использовать самим.

Расположение ОКН характеризуется неравными условиями. Если смотреть на исторический центр города и загородную усадьбу, то неравенство — в плотности застройки и коммерческих возможностях, количестве населения. Когда вокруг нет коммерческой активности, к таким объектам нет интереса.

Виктория Мальцева рассказала, что вместе со своей командой создала новую типологию объектов культурного наследия, которая ориентирована непосредственно на инвесторов. Ее главная цель — ввести ОКН в экономический оборот. Несмотря на то что некоторые объекты, например такие, как церковь, невозможно капитализировать, у исследователей получилось выделить три типа объектов культурного наследия.

Музей «Калачная», Коломна
Музей «Калачная», Коломна
Фото: tripadvisor.ru

Небольшие здания. Примером может служить центр Коломны — историческое поселение федерального значения. Нетипичный кейс, когда коммерция пытается «заходить» в ОКН, что является скорее результатом усилий самого местного бизнеса. Вокруг урбанизированная среда, много людей, транспортная доступность. Такие объекты интересны инвестору и просты в реализации, не сомневается эксперт.

Большие промышленные мануфактуры. К примеру, московские Artplay и «Флакон». Объекты находятся близко к центру, но не очень коммерчески активны. Для удачной коммерциализации требуется один очень большой инвестор или несколько поменьше, способных разработать комплексный план развития территории, потому что такие объекты способны развиваться только в синергии друг с другом.

Загородные усадьбы. Это, пожалуй, самый сложный вид ОКН для успешной коммерциализации: далеко от городов, вокруг живет мало людей, сложная транспортная доступность. На такие проекты нужен большой инвестор, но успех не гарантирован. «Выстреливают» лишь единицы. Например, усадьба Архангельское, но это «много денег и бешеный альтруизм», признает Виктория Мальцева.

Чем старше, тем привлекательнее

Восстановленный объект культурного наследия может генерировать прибыль, если его правильно коммерциализировать, уверена Виктория Мальцева. Даже корректировка информации в «Википедии» об исторических городах увеличивает количество приезжающих туда туристов, подчеркивает она.

Кроме того, туризм по историческим местам экономически выгоднее, чем, например, экстремальный туризм. Она ссылается на исследования, проведенные в США: в турах по историческим местам в среднем человек тратит больше денег, чем в обычных турпоездках, — 688 долларов против 425 долларов в среднем, продолжительность самого тура тоже выше — 5,2 ночи против 3,3. При этом растет собираемость налогов, что сказывается на объеме ВВП, а сам сектор сохранения и развития ОКР создает дополнительные рабочие места.

Ученые из Preservation Green Lab на основе анализа исторических зданий в Сан-Франциско, Сиэтле и Вашингтоне выяснили, что более старые и маленькие здания генерируют бо́льшую коммерческую, социальную и культурную функцию, чем современные большие высотные здания. Бизнес там чувствует себя комфортнее, спрос на такие арендные площади повышен.

Однако само наличие культурного наследия не дает преимуществ городу, если им не уметь правильно управлять, здесь важна синергия усилий, уверена эксперт.