«Если вы несете чушь, вы пойдете мести улицу»
Деловая журналистика и мировые войны
После Первой мировой войны государственные структуры обратили внимание на репортеров. Государства увидели рядом с собой независимый канал коммуникации, который работает намного быстрее, чем дипломатия. Информационные агентства стали важным каналом для общения государств между собой.
Ключевую роль СМИ как распространителя информации осознали и за рубежом, и в Советском Союзе. Так, политический лидер СССР Иосиф Сталин использовал иностранные информагентства, как способ передать свою волю западной общественности. И журналисты превратились в государственный рупор.
В 1920-1930-х годах под объективностью советские журналисты стали понимать точную передачу официальных установок. Хороший журналист должен был быть марксистом и желательно (хотя и не обязательно) членом партии, с которой у него не может быть разногласий. Он не имеет возможности не участвовать в социалистическом строительстве и отклоняться от участия в жизни партии. В то же время внешне такой корреспондент не отличается от современного журналиста — он также беспристрастен, не эмоционален, объективен.
Другие государства делали примерно то же самое: использовали информагентства, хотя и не распоряжались ими на правах собственности. СМИ не были национализированы, однако во многих странах Европы (и не только) государственные агентства тоже были.
Во время Второй Мировой войны государства-участники “мобилизовали” большую часть журналистов — все имеющиеся тогда газеты, радио и телевизионные каналы единым информационным фронтом выступали в борьбе с внешним врагом. К 1946-1947 гг. СМИ пришли к «хоровому пению с государством». Это считалось необходимым, что в Рейхе, что в Советском союзе, что в Соединенных Штатах. Единственная страна, где СМИ избежали подобной участи, — это Великобритания. Там журналисты сохранили возможность критиковать даже военное правительство.
В Великобритании, кстати, сформировались качественные деловые СМИ. В других странах с этим дело обстояло похуже: «Во Франции было несколько попыток создать деловые СМИ, но они сдохли», — констатировал Бутрин.
Немного позже привычному печатному формату распространения информации конкуренцию составили радио и телевидение. Хотя, надо признать, долгое время телевидение не воспринималось как СМИ. Единственной страной, где к нему сразу отнеслись серьезно, стал СССР.
Партийная печать и медиабизнес
В конце 19 века при формировании демократических систем в странах Европы почти все партии поняли, что лучше всего вести агитацию через партийные СМИ. Это было примерно так: если в стране есть какая-то газета, значит, за ней обязательно стоит партия: зарегистрированная или которая будет зарегистрирована. Партийная пресса стала нормой для Европы. И она существовала везде, где была социал-демократия.
Одна из ключевых особенностей партийных СМИ — они никогда не беспристрастны: они обязаны быть предельно необъективными, действовать в русле партии.
Любопытно, что свои собственные газеты создавали не только партии, но и, например, религиозные организации. Здесь примечателен пример издания, которое, кстати, существует и по сей день. В начале прошлого века Мэри Бейкер Эдди основала Церковь христианской науки: последователи заложенного ею религиозного течения были убеждены, что войн, голода, бедствий и несчастий разного рода людям поможет избежать только вера в бога. И в какой-то момент они решили, что им нужна собственная газета: в 1908 году была основана ежедневная газета The Christian Science Monitor (CSM). В ней запрещалось писать о катастрофах, голоде, «всей ерунде, которые люди сами себе придумывают». В 2011 году тираж издания составлял свыше 75 тысяч экземпляров.
По-настоящему бизнесом медиа становились только в США. Там газеты выходили на уровень самоокупаемости, а потому выдерживали конкуренцию с партийными СМИ: более того, вытеснили большинство из них с рынка. И в итоге в Соединенных Штатах свои газеты выпускали только коммунисты и анархисты.
Есть и такая форма существования медиа, когда формально они остаются частными, но не могут существовать экономически без государственной поддержки. Государство субсидирует такие СМИ, чтобы иметь на них влияние. Хотя «внешне» СМИ при этом и выглядят как независимые: они прибыльны и не принадлежат государству.
Собственно говоря, самоокупаемость — единственный способ сделать СМИ честными и не ангажированными. Но удается это далеко не всем.
Журналистика как сектантство
«Многие люди предполагают, что экономика как вид деятельности существует объективно. Это отравляющая мысль, от которой надо избавляться», — подчеркивает Дмитрий Бутрин. Экономическая деятельность не существует отдельно от другой: бизнесмен делает бизнес часто не ради прибыли, а потому что ему интересно делать свое дело. Например, известный предприниматель и меценат Дмитрий Зимин (1933–2021) создавал “Билайн”, потому что хотел, чтобы в стране была мобильная связь. Бизнес-то он не очень любил, но умел его делать и любил мобильную связь. Другого выхода у него не было — пришлось сделать свою компанию в сфере сотовой связи и стать богатым.
Экономическая деятельность в этом смысле близка к общественной, политической и культурной. Любой человек, который открывает ларек, хочет сделать мир лучше: создать свой честный бизнес, продавать более качественные помидоры.
Аналогичная мотивация ведет в профессию журналиста: он хочет служить культу честности назло лжецам. «Можно сказать, это некоторое сектантство. Журналист должен чувствовать себя служителем какого-то странного культа. Он должен исследовать истину и показывать ее всем желающим. Как такого человека можно назвать рациональным?» — разводит руками Бутрин.
Не всегда это культ привычной нам объективности, это могут быть разные идеалы. Националисту страшно жить с осознанием того, что мир захватывает «вражеская раса», и он создает газету, потому что чувствует необходимость раскрыть людям глаза на ужас, творимый «врагами нации».
Главное, почему люди идут в СМИ — это жажда власти: устроиться в газету — самый простой способ получить немного власти, ведь она во многом основана на влиянии медиа. И это очень осязаемо: ни с чем не сравнимое ощущение, что своей публикацией ты можешь что-то изменить. Журналистам принадлежат доверие и внимание аудитории. И чем авторитетнее газета, тем больше у нее власти.
Еще одна мотивация работать журналистом — известность. Журналистика — чаще всего не очень высокооплачиваемая профессия, если говорить о деньгах. Но журналист зарабатывает не только деньги, а еще и символический капитал. Многие приходят в медиа именно за популярностью. Такие журналисты стараются быть честными, потому что люди любят честных. Амбиции такого работника — «вести людей за собой» и «менять мир к лучшему».
В целом в основной своей массе журналисты — политизированные люди. У них есть свои идеалы: объективность, приверженность политической идеологии или просто борьба «за все хорошее».
«Но если ваши идеалы не конкурентоспособны, если вы несете чушь, вы пойдете мести улицу», — предупредил Дмитрий Бутрин.
Продолжение следует….