Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики

Пандемия, кризис, маткапитал: что влияет на рождаемость

Что происходит с рождаемостью в России? Влияют ли на это меры господдержки? Как экономические кризисы отражаются на демографических процессах в разных странах и от чего это зависит? Своими версиями поделились исследователи рабочей группы по экономико-математическому моделированию демографических процессов НИУ ВШЭ в ходе вебинара онлайн-магистратуры «Экономический анализ».

Пандемия, кризис, маткапитал: что влияет на рождаемость

iStock

Эффект демографической когорты

Доклад «Рождаемость в России: тренды, факторы, проблемы» представили руководитель исследовательской группы, академический руководитель онлайн-магистратуры «Экономический анализ» Елена Вакуленко, стажер-исследователь Лаборатории макроструктурного моделирования экономики России НИУ ВШЭ Дмитрий Горский, а также старший научный сотрудник лаборатории Екатерина Митрофанова

Важный показатель, на который опираются демографические исследователи, —  суммарный коэффициент рождаемости (СКР). Он показывает, сколько в среднем родила бы одна женщина на протяжении всего репродуктивного периода при сохранении в каждом возрасте уровня рождаемости того года, для которого вычисляется показатель. Мировой СКР — 2,47 ребенка на женщину, в России на 2020 год этот показатель составлял 1,5.

При этом ситуация по стране не равномерная. Так, например, в республике Тыва СКР достигает 2,97, в Чеченской республике  — 2,57, в Ненецком АО — 2,26. Самый низкий СКР в России оказался в Ленинградской области — 1,06.

В то же время, по расчетам демографов, для простого воспроизводства населения коэффициент рождаемости должен достигать 2,1.

Среди причин, влияющих на уровень рождаемости, Елена Вакуленко выделяет демографические, экономические и социокультурные. Среди первой категории можно выделить «эффект возраста», то есть средний возраст деторождения у женщин в определенные годы, а также «эффект демографической когорты». Когорта ненаучным языком определяется как поколение, то есть множество людей, которые примерно в одно время рождаются, вступают в брак или умирают.

По словам исследовательницы, многочисленность или малочисленность когорты напрямую влияет на показатели СКР в определенный период, как и то, насколько женщины откладывают рождение детей. Так, раньше женщины первого ребенка рожали в 18–20 лет, сейчас — ближе к 28 годам.

С 1995 года в стране прирост населения доминировал над убылью только в период с 2012 по 2015 гг., что многие демографы связывают в том числе с тем, что в детородный возраст в тот период вступило много женщин — так называемое поколение бебибумеров 1980-х гг.

Кто рожает в кризис?

Говоря о влиянии экономических факторов, Елена Вакуленко обратила внимание, что кризисы могут влиять на рождаемость по-разному: выделить здесь единый тренд для всех обществ невозможно. Исследователи демографии отмечают в этом ключе два сценария.

В бедных развивающихся странах обычно наблюдается ациклическая связь рождаемости и экономических факторов: во время кризисов растет уровень безработицы, заработок становится меньше, но также снижается альтернативная стоимость рождения ребенка, поэтому для женщин в целом это время оказывается удачным для деторождения.

В развитых же странах ситуация противоположная, а зависимость демографии и экономики прямая: в кризис увеличивается неопределенность, возрастают негативные ожидания и женщины откладывают рождение детей на потом, ожидая лучших времен.

Исследование показало, что в России в краткосрочном периоде рождаемость с лагом 1-2 года реагирует на экономические кризисы (с зарплатой и ВВП – через 1 год, с уровнем безработицы – до 2 лет). Также выстроенные исследователями модели показали наибольшую связь изменения рождаемости с изменением цен на нефть.

В то же время связь с экономическими показателями, согласно исследованию, оказалась сильнее до 2007 года. А в текущих реалиях цена на нефть перестает быть адекватной мерой для объяснения рождаемости в России.

Маткапитал и меры господдержки

Важную роль в изменении демографической картины в России играют меры господдержки. В нашей стране реализуются две программы материнского капитала — государственная и региональная. И если федеральный капитал распространяется равномерно по всей стране, то региональные выплаты отличаются и по размеру, и по условиям траты, и по характеру стимулирования. Так, в большинстве российских регионов программы материнского капитала направлены на стимулирование рождаемости третьего ребенка, в некоторых — второго и первого, а в каких-то, как например в Москве, и вовсе нет региональных программ материнского капитала.

Исследователи провели количественную оценку рождаемости с помощью регрессии Кокса (ее также называют моделью пропорциональных рисков. Изучает зависимость времени дожития от независимых переменных — Ред.). И, как отметил стажер-исследователь лаборатории макроструктурного моделирования экономики России НИУ ВШЭ Дмитрий Горский, оно показало, что «интенсивность потока вторых рождений на 111% выше у женщин, которые имеют право на материнский капитал».

«При увеличении размера федерального материнского капитала на три прожиточных минимума (средний уровень индексации) интенсивность потока рождения увеличивается на 2,7%», — сказал он. Однако оказалось, что региональные программы влияют еще больше: если размер регионального материнского капитала увеличивается на три прожиточных минимума, то интенсивность потока рождения увеличивается на 4,5%.

«И это даже несмотря на то, что региональный материнский капитал, в основном, влияет на рождение третьего ребенка», — заключает Дмитрий. Получается, что материнский капитал эффективно стимулирует рождаемость в стране, делает вывод исследователь.

Пандемия и роды

Повлияла ли на рождаемость в России пандемия? Любопытные данные, призванные ответить на этот вопрос, привела Екатерина Митрофанова. При проверке гипотезы о влиянии пандемии на намерение родить детей в течение трех лет исследователи получили неожиданные результаты: пандемия не оказала никакого влияния на намерения заводить детей, а вот материнский капитал на первого ребенка, который начал реализовываться как раз в год начала пандемии (2020), снова показал положительную роль в формировании репродуктивных настроений российских женщин.

Какого-либо значимого изменения отношения к данной мере господдержки в ходе первых трех месяцев пандемии выявлено не было. И влияния пандемии на намерение пар стать родителями в течение ближайших трех лет выявлено не было. Хотя то, что развитие пандемии после мая 2020 года на репродуктивные планы россиян влияние могло оказать, исследователи не исключают.

Любопытно, что в ходе своей работы исследователи не нашли подтверждения одному из самых расхожих убеждений, что материнский капитал наиболее востребован среди респондентов с низким уровнем материального благосостояния. Научные изыскания доказательств этому не выявили.