Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики

«Журналист зарабатывает очень много очков в тот момент, когда он отбрасывает условности»

Должен ли журналист быть искренним? Нужна ли обществу свобода слова? Может ли когда-нибудь TikTok заменить традиционные газеты? На заключительном семинаре спецкурса «Медиа-среда в России. Новое время. Взгляд изнутри» заместитель главного редактора ИД «Коммерсантъ» Дмитрий Бутрин посоветовал рефлексировать над вечными вопросами и не откладывать свои писательские амбиции в долгий ящик.

Дмитрий Бутрин

Дмитрий Бутрин
Фото: Михаил Воронин

Медиа-среда в России. Новое время. Взгляд изнутри. Часть 4 // Дмитрий Бутрин (ИД «Коммерсант»)

Сбросить социальную шелуху и выйти на площадь

Считается, что верно определить понятие искренности могут только психологи и философы, тем не менее журналистам приходится взаимодействовать с этой сферой каждый день. Каков он, искренний журналист? Это неподкупный и эмоциональный человек с открытой собственной позицией, отказывающийся от любых компромиссов на пути к своему высказыванию. Телевидение в этом смысле – главный источник искренности, так как здесь взаимодействие построено в первую очередь на эмоциях. Кроме того, искренность предполагает полный отказ от условностей и определенное усилие над самим собой: чтобы говорить искренне, нужно говорить не как обычно.

Разделение на «искреннее» и «обычное» сформировалось еще на древнегреческих агорах – рыночных площадях, где проходили общегражданские собрания. Обычно по речи гражданина всегда можно было понять, каково его социальное и экономическое положение: само выступление шло в согласии с имеющимися в данном обществе договоренностями и рамками. Однако в исключительных случаях на агоре мог выступить любой человек и произнести парессию – речь, во время которой оратор, рискуя жизнью, скидывая с себя всю социальную «шелуху», говорил то, что по-настоящему считает истиной. «Парессия – это идеал современных медиа, – говорит Дмитрий Бутрин, – это речь перед расстрелом, причем обращенная к тем, кто тебя собирается расстреливать. Ты теряешь свое лицо и тебе безразлично, что после этого произойдет».

Следует ли каждому журналисту следовать примеру отважных греков – вопрос отдельный. Порой такое политическое самоубийство, совершенное ради определенной цели, может привести к разрушению карьеры, а в отдельных случаях — наоборот, к ее бурному росту. «Вообще журналист очень много очков зарабатывает в тот момент, когда он отбрасывает условности», – отметил Дмитрий Бутрин. Примером могут служить представители гонзо-журналистики – направления, для которого характерен глубоко субъективный стиль повествования от первого лица. 

Тем не менее даже в древних Афинах центром демократии стали не парресии а обдуманные манипулятивные речи. Должны ли вслед за этим примером медиа ценить компромиссы и оставаться формализованными и вежливыми со всеми? Часть работы журналиста заключается в общении с неприятными ему людьми и поиске компромиссов с самим собой — это путь сохранения культуры. «Стремление к искренним высказываниям сегодня будет означать разрушение существующей медиасферы и вырождение культуры. Это явление опасное, если слишком сильно полагаться на эмоции. На мой взгляд культура самоограничения и общения в рамках на данный момент приносит обществу больше пользы, но следует ли институционализировать свободу слова и официально признать ложь во имя культуры – на этот вопрос у меня однозначного ответа нет», – признался Дмитрий Бутрин.

Что первичнее, искренность или культура — из подобных дилемм состоит профессия журналиста и над ними он непременно должен рефлексировать.

Кто ровня старым СМИ?

Вытеснят ли новые форматы привычные нам деловые газеты?

Один из претендентов на такое свершение – узконишевые СМИ. Они сконцентрированы на конкретных отраслях (авиация, туризм, нефтяная промышленность), осуществляют коммуникацию бизнеса с бизнесом (B2B) и бизнеса с потребителем (B2C). У таких медиа есть ряд важных преимуществ: непосредственный доступ к бизнес-процессам, близость с читателем, меньшие риски. Хотя считается, что узконишевые СМИ менее политизированы, в них сильнее ценится профессиональная компетентность, они «берут не словом, а фактами», а политическую реальность отражают за счет приближенности к актуальным процессам в экономике и обществе, причем иногда в сопровождении с крайне суровой критикой власти.

Ещё один конкурент традиционных деловых СМИ — новые площадки для журналистов (Telegram и YouTube каналы, TikTok) и медиа, которые появились недавно и привлекают больше внимания в силу своей повестки (например, признанная иноагентом и заблокированная в России «Медуза»). Они ярче, однако при этом охотнее подстраиваются под читателя и «ориентируются на моду» — в этом их главный недостаток. У традиционного «Коммерсанта», например, есть важное преимущество — за долгое время существования издание стало общественным институтом, информационной стабильной и долгосрочной машиной. «Те стандарты, которые мы строили годами, уже стали институтами, поэтому я не сомневаюсь в том, что старые СМИ останутся», — подчеркнул Дмитрий Бутрин. У новых СМИ есть шанс закрепиться, только если они станут институтами, а для этого нужно время.

Какова же здесь роль самого журналиста и что делать ему? Писать и ждать, пока про вашу тему не захочет узнать вся страна. «Все это по большому счёту нужно чтобы раз в десять лет к журналисту было приковано все внимание. Не худшая участь», — констатировал Бутрин.

У многих журналистов есть писательские амбиции: часто в процессе работы над повседневными статьями корреспондент втайне откладывает работу над своим сборником рассказов, стихов, над будущим романом. Чаще всего эти чаяния так и остаются нереализованными. «Не откладывайте свой секретный сборник на потом. Пишите каждую статью так, как будто вы пишите роман», – посоветовал Дмитрий Бутрин.