«Нужен не просто инженер»: Владимир Гимпельсон — о том, какие навыки ищет работодатель на рынке труда
Навык — это способность человека, врожденная или приобретенная, выполнять задачи, которые требуются в профессии. Под такими способностями понимается как выполнение достаточно простых функций физического труда, так и более специализированные профессиональные навыки, требующие профильного образования. По мере усложнения рыночных отношений сформировался запрос на особую категорию навыков, которые востребованы в любых сферах и местах работы, — социальные и личностные навыки.
«Объявляя вакансию и затем нанимая работника, работодатель ищет не отдельный навык, он ищет целый букет навыков — сочетание теоретических знаний, практических умений, жизненного и профессионального опыта, которое наилучшим образом соответствует его задачам. Часто, заявляя о том, что предприятию требуется инженер, подразумевают, что подойдет далеко не каждый кандидат с профильным образованием. Выясняется, что нужен не просто инженер, а носитель особых социальных навыков, — другими словами, спрос на навыки комплементарен, он сложен», — подчеркивает Владимир Гимпельсон.
Исследователи все чаще сходятся на том, что наличие мягких — социальных и личностных — навыков является важным условием успешного карьерного продвижения во всех отраслях. Причем социальные навыки имеют значение и как комплементы к жестким, и как самостоятельный фактор, который может выгодно выделить одного соискателя на фоне другого.
Спрос на навыки на российском рынке труда изучен значительно меньше, чем на зарубежных рынках. В докладе Всемирного банка 2015 года отмечено, что «российской экономике крайне необходимы социальные и поведенческие навыки, например умение работать с людьми, а также когнитивные навыки высокого порядка — умение решать проблемные ситуации». Работодатели указывают на острый дефицит таких навыков высокого порядка чаще, чем на нехватку профессиональных компетенций.
![](/pubs/share/direct/782586970.jpg)
Владимир Гимпельсон сослался на исследование, которое они провели с Артемом Волгиным из Международной лаборатории прикладного сетевого анализа НИУ ВШЭ на основе анализа вакансий, размещенных на портале HeadHunter — одном из самых крупных сервисов по поиску работы, где зарегистрировано более миллиона работодателей. Было проанализировано около 3,8 млн вакансий, опубликованных с января 2019 года по ноябрь 2020 года и содержащих информацию о требуемых компетенциях.
Исследование вакансий показало, что больше всего у работодателей востребованы именно социальные навыки: 46,5% вакансий содержат упоминания ключевых слов, которые обозначают такие навыки. Это коммуникабельность, грамотная речь, умение вести переговоры и договариваться с клиентами, умение работать в команде, навыки публичных презентаций и т.д. На втором месте по распространенности упоминаний — профессиональные навыки (41,5% от общего числа вакансий), на третьем-четвертом — специализированные (30,3%) и общие компьютерные (27,9%) навыки. Далее идут административно-организационные и клиентоориентированные навыки. Запрос на личные навыки сформулирован в 16,3% от общего числа предложений работодателей. Предполагается, что на самом деле размещенные вакансии не в полной мере отражают спрос на цифровую грамотность соискателей, поскольку базовые навыки владения компьютером подразумеваются работодателем.
Ключевые слова, отражающие информацию о навыках, были соотнесены с системой классификации исследователей Deming&Kahn.
Так, к когнитивным навыкам были отнесены статистический анализ, математическое моделирование и другие примеры навыков, связанных с наличием специальных профессиональных знаний и аналитических компетенций. Социальными навыками прежде всего считаются грамотная речь, умение вести переговоры, работать в команде, а также навык публичных выступлений и др. Личностные качества, как правило, связаны с индивидуальным опытом человека, его характером, стрессоустойчивостью, креативностью и мотивированностью.
Ключевой тренд современного рынка труда, подчеркивают исследователи, — комплементарность требуемых навыков: нельзя построить успешную карьеру, обладая только одним видом навыков. Чем сложнее и ответственнее предполагаемая работа, тем более сложен и диверсифицирован букет навыков, которыми должен обладать соискатель.
Для оценки сочетаемости навыков вакансии были проанализированы по числу компетенций. В среднем на вакантную должность приходилось 2–3 навыка. По мере роста требований к кандидату число навыков на вакансию увеличивалось: вакансии с одним запрашиваемым навыком часто содержали запрос на навыки профессиональной средней квалификации, а также специализированные компьютерные навыки. При усложнении системы требований к кандидату социальные навыки требуются все чаще. Вакансии с набором из двух навыков с вероятностью 44% содержали требование социальных скилов, а вакансии с шестью и более навыками содержали упоминание различных soft skills с вероятностью 90%.
Сочетание нескольких навыков в одной вакансии влияет на предлагаемую заработную плату. Но наличие в вакансии исключительно социальных навыков предполагает более низкую оплату. Однако сочетание социальных навыков с клиентоориентированными и финансовыми навыками увеличивает возможный заработок.
«Уникальные и дефицитные навыки с точки зрения комплементарности к технологическим гарантируют более высокую заработную плату», — подчеркивает Владимир Гимпельсон.
Социальные навыки эффективно работают в связке с навыками, которые также предполагают межличностные взаимодействия и ориентацию на сферу услуг. Soft skills в сочетании с личностными и навыками управления персоналом повышают эффективность административно-организационных навыков, влияя на рост заработной платы. Профессиональные навыки средней квалификации и базовые компьютерные компетенции в некоторых случаях оказываются практически независимыми от социальных навыков — например, у строителей, механиков и других представителей отраслей, не предполагающих межличностного взаимодействия.
Многие навыки дополняют друг друга и работают особенно эффективно в сочетании с другими компетенциями, что положительно коррелирует с ростом заработной платы. Простая работа, не предполагающая уникальных компетенций, как правило, либо требует одного определенного профессионального навыка, либо не требует никаких. Работодатели, которые находятся в поиске особенно продвинутых профессионалов, например в IT, формулируют запрос прежде всего на высокий профессионализм, отдача от которого практически не повышается за счет социальных или личностных компетенций. Но это правило работает лишь в том случае, если предполагаемая трудовая функция не подразумевает усиленного взаимодействия и участия в командной работе.
«Главная история с человеческим капиталом заключается не в том, сколько лет человек учился и где он учился, а в том, чему он научился, какие навыки получил в результате и как смог их адаптировать под меняющийся спрос», — подчеркивает Владимир Гимпельсон.
Стажер Лаборатории экономической журналистики специально для HSE.Daily
Все новости автора
Гимпельсон Владимир Ефимович
Профессор факультета экономических наук, директор Центра трудовых исследований ВШЭ
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!