«Нужен не просто инженер»: Владимир Гимпельсон — о том, какие навыки ищет работодатель на рынке труда
Навык — это способность человека, врожденная или приобретенная, выполнять задачи, которые требуются в профессии. Под такими способностями понимается как выполнение достаточно простых функций физического труда, так и более специализированные профессиональные навыки, требующие профильного образования. По мере усложнения рыночных отношений сформировался запрос на особую категорию навыков, которые востребованы в любых сферах и местах работы, — социальные и личностные навыки.
«Объявляя вакансию и затем нанимая работника, работодатель ищет не отдельный навык, он ищет целый букет навыков — сочетание теоретических знаний, практических умений, жизненного и профессионального опыта, которое наилучшим образом соответствует его задачам. Часто, заявляя о том, что предприятию требуется инженер, подразумевают, что подойдет далеко не каждый кандидат с профильным образованием. Выясняется, что нужен не просто инженер, а носитель особых социальных навыков, — другими словами, спрос на навыки комплементарен, он сложен», — подчеркивает Владимир Гимпельсон.
Исследователи все чаще сходятся на том, что наличие мягких — социальных и личностных — навыков является важным условием успешного карьерного продвижения во всех отраслях. Причем социальные навыки имеют значение и как комплементы к жестким, и как самостоятельный фактор, который может выгодно выделить одного соискателя на фоне другого.
Спрос на навыки на российском рынке труда изучен значительно меньше, чем на зарубежных рынках. В докладе Всемирного банка 2015 года отмечено, что «российской экономике крайне необходимы социальные и поведенческие навыки, например умение работать с людьми, а также когнитивные навыки высокого порядка — умение решать проблемные ситуации». Работодатели указывают на острый дефицит таких навыков высокого порядка чаще, чем на нехватку профессиональных компетенций.
Владимир Гимпельсон сослался на исследование, которое они провели с Артемом Волгиным из Международной лаборатории прикладного сетевого анализа НИУ ВШЭ на основе анализа вакансий, размещенных на портале HeadHunter — одном из самых крупных сервисов по поиску работы, где зарегистрировано более миллиона работодателей. Было проанализировано около 3,8 млн вакансий, опубликованных с января 2019 года по ноябрь 2020 года и содержащих информацию о требуемых компетенциях.
Исследование вакансий показало, что больше всего у работодателей востребованы именно социальные навыки: 46,5% вакансий содержат упоминания ключевых слов, которые обозначают такие навыки. Это коммуникабельность, грамотная речь, умение вести переговоры и договариваться с клиентами, умение работать в команде, навыки публичных презентаций и т.д. На втором месте по распространенности упоминаний — профессиональные навыки (41,5% от общего числа вакансий), на третьем-четвертом — специализированные (30,3%) и общие компьютерные (27,9%) навыки. Далее идут административно-организационные и клиентоориентированные навыки. Запрос на личные навыки сформулирован в 16,3% от общего числа предложений работодателей. Предполагается, что на самом деле размещенные вакансии не в полной мере отражают спрос на цифровую грамотность соискателей, поскольку базовые навыки владения компьютером подразумеваются работодателем.
Ключевые слова, отражающие информацию о навыках, были соотнесены с системой классификации исследователей Deming&Kahn.
Так, к когнитивным навыкам были отнесены статистический анализ, математическое моделирование и другие примеры навыков, связанных с наличием специальных профессиональных знаний и аналитических компетенций. Социальными навыками прежде всего считаются грамотная речь, умение вести переговоры, работать в команде, а также навык публичных выступлений и др. Личностные качества, как правило, связаны с индивидуальным опытом человека, его характером, стрессоустойчивостью, креативностью и мотивированностью.
Ключевой тренд современного рынка труда, подчеркивают исследователи, — комплементарность требуемых навыков: нельзя построить успешную карьеру, обладая только одним видом навыков. Чем сложнее и ответственнее предполагаемая работа, тем более сложен и диверсифицирован букет навыков, которыми должен обладать соискатель.
Для оценки сочетаемости навыков вакансии были проанализированы по числу компетенций. В среднем на вакантную должность приходилось 2–3 навыка. По мере роста требований к кандидату число навыков на вакансию увеличивалось: вакансии с одним запрашиваемым навыком часто содержали запрос на навыки профессиональной средней квалификации, а также специализированные компьютерные навыки. При усложнении системы требований к кандидату социальные навыки требуются все чаще. Вакансии с набором из двух навыков с вероятностью 44% содержали требование социальных скилов, а вакансии с шестью и более навыками содержали упоминание различных soft skills с вероятностью 90%.
Сочетание нескольких навыков в одной вакансии влияет на предлагаемую заработную плату. Но наличие в вакансии исключительно социальных навыков предполагает более низкую оплату. Однако сочетание социальных навыков с клиентоориентированными и финансовыми навыками увеличивает возможный заработок.
«Уникальные и дефицитные навыки с точки зрения комплементарности к технологическим гарантируют более высокую заработную плату», — подчеркивает Владимир Гимпельсон.
Социальные навыки эффективно работают в связке с навыками, которые также предполагают межличностные взаимодействия и ориентацию на сферу услуг. Soft skills в сочетании с личностными и навыками управления персоналом повышают эффективность административно-организационных навыков, влияя на рост заработной платы. Профессиональные навыки средней квалификации и базовые компьютерные компетенции в некоторых случаях оказываются практически независимыми от социальных навыков — например, у строителей, механиков и других представителей отраслей, не предполагающих межличностного взаимодействия.
Многие навыки дополняют друг друга и работают особенно эффективно в сочетании с другими компетенциями, что положительно коррелирует с ростом заработной платы. Простая работа, не предполагающая уникальных компетенций, как правило, либо требует одного определенного профессионального навыка, либо не требует никаких. Работодатели, которые находятся в поиске особенно продвинутых профессионалов, например в IT, формулируют запрос прежде всего на высокий профессионализм, отдача от которого практически не повышается за счет социальных или личностных компетенций. Но это правило работает лишь в том случае, если предполагаемая трудовая функция не подразумевает усиленного взаимодействия и участия в командной работе.
«Главная история с человеческим капиталом заключается не в том, сколько лет человек учился и где он учился, а в том, чему он научился, какие навыки получил в результате и как смог их адаптировать под меняющийся спрос», — подчеркивает Владимир Гимпельсон.
Стажер Лаборатории экономической журналистики специально для HSE.Daily
Все новости автора
Гимпельсон Владимир Ефимович
Профессор факультета экономических наук, директор Центра трудовых исследований ВШЭ