Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики

«Магистратура — это время и место, где можно очень сильно расширить мощность и производительность своего мозга»

«Магистратура — это время и место, где можно очень сильно расширить мощность и производительность своего мозга»

© Высшая школа экономики

Если в жизни не хватает уверенности, устойчивости и понимания, как балансировать в быстро меняющемся мире, стоит присмотреться к магистратуре Вышки. Какие навыки здесь можно прокачать и что меняет в карьере и жизни магистерский диплом, обсуждали эксперты университета, представители бизнеса и сами студенты на Митапе 2.0.

Декабрьский митап, в отличие от первого онлайн-митапа, который состоялся в мае, длился два дня и проходил в смешанном формате: 10 декабря участники и гости очно собрались в Центре культур НИУ ВШЭ на Покровском бульваре, а на следующий день был организован вебинар о том, как поступить в Вышку без экзаменов.

На очной части мероприятия были представлены стенды факультетов и проведены презентации образовательных программ, где академические руководители и преподаватели рассказали об особенностях обучения на каждой из них. Таким образом, митап дал старт другим мероприятиям для абитуриентов. Отдельно были организованы панельная дискуссия с исследователями и public talk с Приемной комиссией.

Преподаватели и партнеры ВШЭ провели лекции в формате коротких TED talks. Проректор НИУ ВШЭ по науке кандидат физико-математических наук Дмитрий Дагаев рассказал о том, какие навыки исследователя пригодятся в обычной жизни и как перевести свои разработки и публикации в научную карьеру. Управляющий директор — руководитель Дирекции академических партнерств Сбера Андрей Очеретный описал модель компетенций востребованного специалиста по версии Сбера, а научный сотрудник департамента психологии кандидат психологических наук Екатерина Каширская посвятила свое выступление стресс-менеджменту и навыкам управления собой и делами.

Опыт, магия и секреты выживания

На панельной дискуссии «Магистратура для жизни в новых реалиях» выступили представители Вышки, стратегические партнеры и студент магистратуры. Модератором дискуссии выступила Анна Подпрятова, директор по цифровым медиа и продвижению НИУ ВШЭ. «Я вижу в зале много ребят и очень рад, что вы так же, как и я, хотите ступить на путь волшебства. Но я почти законченный маг и должен вас предупредить: если вся ваша мотивация исходит чисто из внешних причин, то в магистратуре вам будет довольно-таки сложно. В некотором плане даже неинтересно, а потом — не так результативно», — подчеркнул студент 2-го курса магистерской программы «Педагогическое образование» Института образования НИУ ВШЭ Артемий Рахматуллин. «Главная цель магистратуры — не навреди, дай студенту такой набор навыков, чтоб он выжил. И круто, что я могу уже завтра применить на практике то, что узнал и получил сегодня. Магистратура помогла мне разложить все по полочкам: понять, что умею, где и чего еще надо добавить», — отметил он. Среди плюсов своей магистерской программы студент назвал практикоориентированность, систематизацию знаний и умений, вариативность подходов, а также прекрасный преподавательский и студенческий состав. «Вышка — это в первую очередь не корпус на Мясницкой или Покровке, а студенты, преподаватели, люди, а люди тут прекрасные», — подытожил Артемий.

© Высшая школа экономики

Помимо нетворкинга, систематизации и перевода знаний в практическую плоскость, магистерское образование в Вышке открывает целое пространство разных возможностей, которые к тому же каждый год расширяются, обратила внимание директор по интернационализации НИУ ВШЭ Юлия Гринкевич.

«Институциональная рамка такова, что сейчас у университета более 100 партнеров, благодаря которым можно получить какие-то возможности для развития», — отметила она. «У нас 23 программы на английском преподают и 23 другие программы, где можно получить второй диплом», — добавила Юлия Гринкевич. С точки зрения студенческого обмена тоже есть возможности как на факультетах, так и непосредственно общеуниверситетские. «Если мы говорим об общеуниверситетских форматах, то это порядка 25 партнеров и от 100 возможностей в год, которыми могут воспользоваться студенты. В рамках факультетских возможностей такого рода — действующих соглашений — это около 250. То есть мы понимаем, что почти на 11 тысяч наших магистрантов каждый третий точно может этим воспользоваться», — подсчитала она.

Кроме того, есть и более короткие форматы: летние школы, отдельные семинары и большое количество различных конференций, в которых также можно развивать конкретные компетенции и навыки.

 27 структурных подразделений Вышки реализуют магистерские программы

 20% абитуриентов Вышки 2022 года воспользовались льготой при поступлении в магистратуру

 22% абитуриентов магистратуры — это люди в возрасте от 26 лет и старше

 23% магистрантов участвуют в проектной деятельности

 25% всех абитуриентов магистратуры — выпускники бакалавриата и специалитета Вышки

 82% выпускников магистратуры НИУ ВШЭ удовлетворены уровнем преподавания

 92% опрошенных выпускников полностью или скорее удовлетворены работой через пять лет после выпуска

От трясущегося мира до физики разрушений

«Человек, который точно скажет, каким будет мир через два года, либо врет, либо глуп», — отметила Анастасия Лихачева, декан факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, выпускница бакалавриата по экономике и магистерской программы в области международных отношении Вышки, открывая во время панельной дискуссии разговор на одну из самых сложных тем сегодняшнего дня: какие навыки и компетенции будут востребованы в мире будущего.

Однако, по ее словам, точно можно сказать, что человек, учась в магистратуре, проходит школу выбора, школу построения своих сетей, доверительных контактов, школу расширения своего сознания и ломки старого представления о мире, и все это хорошо готовит его к новому миру.

«Что противопоставляется физике разрушений? Пластичность. Именно умение пластично перестраиваться, пластично адаптироваться — это то, что отвечает на более широкий вопрос», — подчеркнула Анастасия Лихачева. «Мы сейчас находимся в режиме землетрясения и не знаем, как и где дальше будут проложены контуры. Тогда я вспоминаю Токио, где научились строить великолепные небоскребы в сейсмозоне благодаря этому самому искусству адаптации: когда все трясется вокруг, надо уметь быть подвижным самому».

Если говорить о мире, в котором мы живем, то помимо того, что его трясет, это совершенно точно мир, в котором стало меньше доверия, причем не только между странами или субъектами, которые находятся в конфликте, — его в принципе меньше, даже между теми, кто в стороне, потому что идет переоценка рисков действий, рисков международного сотрудничества, считает она.

Анастасия Лихачева, Юлия Гринкевич
Анастасия Лихачева, Юлия Гринкевич
© Высшая школа экономики

А что происходит, когда образуется дефицит доверия? В первую очередь — острая потребность в том, кто может быть доверительным посредником. Кроме того, происходит ломка нашего географического и пространственного восприятия мира, и нужно иметь смелость посмотреть на все, чему тебя учили, совершенно по-новому.

«Магистратура — это время и место, где можно очень сильно расширить свои когнитивные способности, мощность и производительность своего мозга. Это, конечно, то, что в новом мире крайне востребовано. И в каком-то смысле магистратура — это очень правильная школа, где ты учишься выстраивать свою собственную профессиональную сеть, входишь в профессиональное сообщество, и Вышка действительно эту возможность дает», — резюмировала Анастасия Лихачева.

В свою очередь исполнительный вице-президент по мотивации, обучению и организационному развитию АФК «Система» Татьяна Полетаева отметила, что «магистратура полезна в первую очередь не как строчка в резюме, а как та часть, которая помогает прийти к той профессии, о которой вы мечтаете». Говоря о востребованных компетенциях на рынке, она обратила внимание на IT-навыки, которые нужны в абсолютно разных областях и специализациях, а кроме того, признала, что неожиданно дефицитным оказалось все, что связано с Востоком и арабским миром: «Когда мы в этом году посмотрели, сколько у нас среди 120 тысяч сотрудников китаистов и арабистов, то нашли только 30 человек. Это очень мало для того бизнеса, который сейчас развивается в этом направлении».

Менеджер по управлению талантами направления «Обучение и развитие руководителей» X5 Group Ольга Колесникова обратила внимание, что магистратура дает человеку определенную уверенность: «Когда вы приходите в бизнес, занимаете определенную роль, то чувствуете себя более спокойно».

По ее словам, большой плюс обучения в Вышке в том, что здесь приглашают не только сильных академических преподавателей, но и представителей бизнеса, которые делятся своим практическим опытом.

От исследователя до стресс-менеджера

Второй день митапа прошел в формате вебинара. Ответственный секретарь Приемной комиссии НИУ ВШЭ Кирилл Купцов и начальник отдела организации приема в магистратуру Наталья Боченина побеседовали с организаторами олимпиад и конкурсов о способах льготного поступления в магистратуру Вышки. Основных вариантов несколько.

Олимпиада для студентов и выпускников «Высшая лига» — это интеллектуальное соревнование для проверки компетенций и знаний участников. Она проводится по широкому спектру треков и позволяет учесть интересы каждого учащегося. Регистрация на олимпиаду открыта до 20 января.

Чтобы лучше подготовиться к олимпиаде, необходимо понять логику и структуру заданий: они готовятся с учетом бэкграунда и соответствующих компетенций участников. Задания и методические рекомендации можно увидеть на сайте конкурса.

Конкурс «Твой проект»  — современный интеллектуальный конкурс, в рамках которого студенты и выпускники объединяются для создания проекта под руководством опытных менторов. «Задания конкурса носят практико-ориентированный характер и разрабатываются ведущими научными подразделениями университета совместно с индустриальными партнерами», — отметила директор Центра новых проектов Дирекции по стратегической работе с абитуриентами ВШЭ Жанна Кузьмичева. Регистрация на конкурс продлится до 25 февраля.

«Мы никак не ограничиваем участников конкурса. Наша задача — позволить молодым ребятам понять, что им ближе, понять, какие вызовы решают предприятия в рамках той или иной сферы и хотят ли они работать в данной сфере», — делится Вероника Яковлева, координатор трека Национальной технологической олимпиады. Преимущества участия в олимпиаде не только мотивационные, но и образовательные: при регистрации каждый участник получает доступ к информационным и образовательным материалам. «Олимпиада состоит из отборочного и финального этапов по 10 технологическим направлениям, сроки регистрации на каждое из направлений определяются кураторами», — объясняет она.

Конкурс «Урок для учителя» предназначен как для практикующих специалистов (учителей, репетиторов, преподавателей), так и для теоретиков, а также всех желающих посвятить себя образовательной профессии. На конкурс открыта предрегистрация. Командный конкурс собирает участников с разным опытом — от ученика до педагога, где они делятся своим профессиональным опытом учителя. Соревнование позволяет получить льготы при поступлении в магистратуру, а также дает возможность для создания и поддержки собственного обучающего онлайн-курса. «Сельский учитель и студент из Москвы могут познакомиться и работать над общим проектом», — рассказывает Наталия Павлова, начальник отдела управления проектами Управления развития интеллектуальных состязаний ВШЭ.

«Раннее приглашение к поступлению» — конкурс, который помогает поступить в магистратуру на ранних сроках (вне основного потока). Этот конкурс распространяется только на те программы, где вступительным испытанием является конкурс портфолио. Регистрация будет открыта с 1 февраля по 15 мая. Процедура участия в конкурсе схожа с процессом поступления: участник подает документы на конкурс портфолио, которое в дальнейшем оценивается экспертной комиссией — академическим руководителем и академическим составом программы.

Олимпиада «Я профессионал», флагманский проект платформы «Россия — страна возможностей», в первую очередь практико-ориентированная. Она предлагает широкий спектр направлений, которые отвечают запросам рынка труда. Регистрация на проект в 2022 году завершена, материалы опубликованы на сайте олимпиады. «Дипломанты олимпиады могут рассчитывать на прохождение стажировки в крупных компаниях, медалисты получают еще и денежное вознаграждение. На мой взгляд, самый приятный бонус — это льготы для дипломантов при поступлении в Высшую школу экономики», — отметила Жанна Кузьмичева.

Прием в магистратуру ВШЭ в 2023/24 учебном году будет вестись на 183 образовательные программы, из них 18 реализуются полностью онлайн.

Текст: стажеры-исследователи Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ Вероника Урсул и Влада Баянкина