Проектно-учебная лаборатория экономической журналистики

ШОС на пути к цифровизации: как единая платформа юридических услуг укрепит внешнеторговые связи

ШОС на пути к цифровизации: как единая платформа юридических услуг укрепит внешнеторговые связи

Фото: sectsco.org

Создание единой платформы по предоставлению трансграничных юридических услуг призвано централизовать взаимодействие стран — участниц Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и упростить процесс разрешения спорных ситуаций. О развитии и цифровизации этого проекта рассказал Сыюань Цзян из Центра обмена и сотрудничества при Комиссии по юридическим услугам для ШОС, выступая в рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции.

Свой доклад Сыюань Цзян назвал «Цифровизация платформы по предоставлению трансграничных юридических услуг для Шанхайской организации сотрудничества».

Юридические услуги играют важную роль в трансграничном, гражданском и коммерческом взаимодействии между государствами ШОС. Решение спорных юридических вопросов — один из важных аспектов развития этого направления. Раньше эти вопросы обсуждались децентрализованно, что осложняло процесс разрешения споров: данные оказывались асимметричными, а разрешение возникших вопросов занимало много времени.

Страны двигались в сторону унификации: в 2019 году в Шанхае состоялся первый Международный форум по правовым услугам государств ШОС. С развитием интернета и глобальных платформ было принято решение начать разработки удобной, доступной и централизованной системы государственных юридических услуг, где главной задачей будет переход от традиционной платформы к интеллектуальной.

Сыюань Цзян

В цифровое время нужно создавать новые каналы для реализации более доступных для населения юридических услуг, подчеркивает Сыюань Цзян.

Взаимодействие в таких сферах, как двусторонняя торговля, освоение ресурсов, транспортные сообщения и финансовые отношения, должно быть определено и гарантировано правовыми инструментами при возникновении споров в процессе данного сотрудничества, добавляет он.

Сыюань Цзян выделил три положительные стороны разрабатывающейся юридической онлайн-платформы.

Во-первых, платформа может реализовать автоматический общесетевой сбор данных из открытых ресурсов в целях разрешения той или иной проблемы. Благодаря Big Data можно спрогнозировать, как будет развиваться ситуация на рынке, и провести анализ рисков.

Во-вторых, предлагается создавать на базе платформы определенные мозговые центры, вертикальные базы данных для необходимой цифровизации и принятия решений на высшем уровне.

В-третьих, планируется, что платформа будет работать по принципу единого окна. При этом предоставление помощи будет осуществляться и для граждан, и для бизнеса.

Эксперт также обратил внимание на необходимость укреплять на базе платформы реализацию политических руководящих принципов, технического руководства, консультаций в области комплаенса, проектного сотрудничества, проведения опросов общественного мнения об условиях труда.

Сыюань Цзян также отметил, что в разных странах законодательства различаются, в связи с чем для решения спорных вопросов необходимо проанализировать большой массив данных, чтобы найти компромисс. В организации этой работы, по его словам, эффективно использовать возможности искусственного интеллекта: современное развитие нейросетей позволяет загружать большие массивы данных, в которых ИИ будет быстрее ориентироваться.

«Будет ли платформа работать на платной основе или станет бесплатной?» — задали Сыюань Цзяну вопрос из зала.

«Сама платформа направлена на экономическое взаимодействие. Конечно, предполагается, что платформа хорошо развивается и будет иметь свой денежный процент и доход. Первоначальные консультации будут бесплатны, но если дело сложное и на его решение уходит много времени, то такое действие должно быть оплачено», — сказал он.

Цифровизация платформы по предоставлению трансграничных юридических услуг — это в первую очередь создание возможности предоставления и принятия оптимальных решений на высоком уровне и помощь предприятиям стран ШОС в разрешении проблемных ситуаций. Для этого немаловажно использовать технологии нового поколения, а также в какой-то мере помочь централизовать и упростить процесс разрешения спорных ситуаций, подытожил Сыюань Цзян.